Спасение заслуженного строителя Татарстана: экс-глава "Камгэса" выкупил долг Равиля Зиганшина на полмиллиарда

Рамиль Шайдуллин, партнер и друг главы ПСО "Казань", хочет стать кредитором терпящего бедствие предпринимателя

Спасение заслуженного строителя Татарстана: экс-глава "Камгэса" выкупил долг Равиля Зиганшина на полмиллиарда
© Реальное время

Крупный долг Равиля Зиганшина уплывает в руки его бывшего партнера — экс-директора "Камгэсэнергостроя" Рамиля Шайдуллина. Последний сейчас выступает в статусе ИП и пытается стать правопреемником обанкротившегося субподрядчика ПСО "Казань" — фирмы "ИСК "Стройинжиниринг" — ее компания Зиганшина привлекала к строительству метро в городе и не расплатилась. Суд ПСО проиграло и должно выплатить "субчику" 420 млн рублей, но, похоже, деньги уйдут не в конкурсную массу банкрота — долг выкупил лично Шайдуллин. Подробности — в материале "Реального времени".

Эхо Универсиады — долг в полмиллиарда

Инвестиционно-строительная компания "Стройинжиниринг" возводила к Всемирным студенческим играм в Казани второй участок первой линии казанского метро со станциями: "Яшьлек", "Северный вокзал" и "Авиастроительная". Эти 5,5 км обошлись в 12 млрд рублей, стройку финансировали из федерального бюджета, генподрядчиком выступало ПСО "Казань".

Черная кошка между компаниями пробежала через 2 года, в 2015 году оба предприятия обменялись встречными исками. Сначала ПСО "Казань" потребовало от "Стройинжиниринга" 657,3 млн рублей задолженности. Затем "Стройинжиниринг" потребовал признать договоры займа с ПСО — "притворными сделками". Спор шел вокруг контракта на 1,18 млрд рублей, включавший восемь договоров подряда. "Стройинжиниринг" к 2013 году успел получить 1,14 млрд рублей. Займы "закрывались зачетами выполненных работ". Но четыре договора подряда остались незакрытыми — с этим генподрядчик и пошел в суд на "субчика".

Обанкротившаяся 3 года назад компания "Стройинжиниринг" была близка к "Камгэсэнергострою", который контролировал "Ак Барс Холдинг". Летом 2015 года организация потребовала у генподрядчика 530 млн рублей. Впоследствии сумма требований снизилась до 491,8 млн рублей. Но в ПСО возразили, что не могут заплатить так как субподрядчик "не представил исполнительно-техническую документацию, что не позволяет надлежащим образом принять работы". Однако Арбитражный суд Татарстана решил, что "Стройинжиниринг" свои обязательства по договору все же выполнил, а представители ПСО необоснованно "уклоняются от подписания актов и оплаты выполненных работ на общую сумму 491 822 734 рубля". В итоге арбитраж удовлетворил претензии "Стройинжиниринга".

Обанкротившаяся 3 года назад компания "Стройинжиниринг" была близка к "Камгэсэнергострою", который контролировал "Ак Барс Холдинг". Фото: Максим Платонов

Три года спустя правопреемником субподрядчика по этому делу стало ООО "Управление производственно-технической комплектации" и право требование долга почти на полмиллиарда рублей перешло к нему. ООО "УПТК" принадлежит бизнесмену Олегу Гришину, но с 2020 года не показывает каких-либо финансовых результатов.

А в конце минувшего лета заявление о процессуальном правопреемстве подал уже лично экс-глава "Стройинжиниринга", а также бывший гендиректор "Камгэсэнергостроя" Рамиль Шайдуллин.

Его фирма ненадолго успела засветиться как один из подрядчиков строительства третьей очереди "Салават купере". В 2015 году на нем повисли просроченный кредит в банке на 470 млн рублей и долги перед партнерами на 1,8 млрд рублей.

У компаний Шайдуллина миллиардные долги

После того, как уволился по собственному желанию с поста гендиректора "Камгэса" и ушел в собственный бизнес, Рамиль Шайдуллин успел поработать в двух не слишком удачных предприятиях. Он возглавлял и был совладельцем ООО "Казаньжилстрой", которое сейчас в подвешенном состоянии, так как ФНС решило исключить фирму из ЕГРЮЛ.

Компания, хотя и не ведет своей деятельности с 2013 года, когда Шайдуллин ее продал, осталась должна своим контрагентам более 1 млрд рублей. Сейчас предприниматель возглавляет московскую компанию ООО "СК "Автодор", которая занималась дорожными работами в Тушино, а сейчас предлагает услуги по укладке тротуарной плитки, ямочному ремонту и покрытию асфальтной крошкой. Но и ее не назовешь успешной — компания была убыточной в 2019—2020 годах (уйдя в минус на 6,7 млн и 3,5 млн рублей соответственно), при этом она тоже должна своим контрагентам более 2 млрд рублей.

Почти сразу после окончания строительства участка метро Рамиль Шайдуллин перешел из "Стройинжиниринга" в "Камгэснергострой" (принадлежит ПАО "Холдинговая компания "Ак Барс"), которой как раз тогда, в 2012 году, удалось выиграть конкурс на строительство олимпийских объектов в Сочи.

После Универсиады компания участвовала в строительстве Иннополиса, стройка на 60 тыс. кв. м оценивалась в 4,7 млрд рублей (характерно, что генподрядчиком там выступало также ПСО "Казань"). Помимо этого, под руководством Шайдуллина "Камгэс" строил спецшколу в ОЭЗ "Алабуга" и технопарк "Синергия" (последний — оценивался в 1 млрд рублей).

В 2014 году Рамиль Шайдуллин вынашивал планы по участию в проекте "Смарт Сити" в Лаишевском районе и работал на объектах нефтехимического комплекса Татарстана. При этом у "Камгэса" уже тогда были проблемы — компанию Шайдуллин принял с многомиллионными долгами (в 2014 году долговая нагрузка составляла 300 млн рублей). В 2019 году в компании ввели процедуру наблюдения, компания задолжала к тому моменту до 7 млрд рублей — но и ей самой были должны примерно столько же. Эксперты полагали, что в финансовое пике "Камгэс" привел именно Шайдуллин, который руководил компанией менее двух лет.

После Универсиады компания участвовала в строительстве Иннополиса, стройка на 60 тыс. кв. м оценивалась в 4,7 млрд рублей. Фото: Максим Платонов

Последующее руководство "Камгэса" постепенно распродавало имущество в Набережных Челнах, аккумулируя активы в Казани. С 2015-го "Камгэс" занимался модернизацией производства Казанского вертолетного завода, а также выступал генподрядчиком реконструкции производства ракетных двигателей на пермском оборонном заводе "Протон — Пермские моторы".

Дело о несостоятельности "Камгэса" возбудили в 2020 году, а в 2021 году осенью в офисе компании прошли обыски — из-за невыплаты зарплат в дочернем ООО "ЗЖБИ-210". За 10 лет обороты компании рухнули в 10 раз, составив 1,2 млрд в 2020 году, а с 2017 года "Камгэс" ушел в минус, показав последний раз убыток в 1,1 млрд рублей.

Шайдуллин: "Зиганшин — руководитель от бога"

Сам Рамиль Шайдуллин никогда не скрывал, что был человеком из команды Равиля Зиганшина. В одном из интервью лет семь назад он признавался, что проработал в системе ПСО "Казань" несколько лет и считает это время для себя "золотым", в том числе из-за активной работы на стройках Универсиады, на которых он сначала работал как руководитель субподрядного подразделения СК "Стройинжиниринг". Вместе с Зиганшиным Шайдуллин успел построить мосты, развязки, Дворец водных видов спорта, театр кукол.

"Это руководитель от бога, он вкладывает в работу каждую крупинку своей души и тела. И мне посчастливилось поработать в его структуре, — так характеризовал своего бывшего шефа Шайдуллин. — У нас была слаженная команда во главе с Равилем Зиганшиным, которая работала как часики. И опыт, который там получил, я стараюсь воплотить в какой-то мере и в "Камгэсэнергострое".

Карьеру в Татарстане Рамилю Шайдуллину подкосило во время стройки Иннополиса — "Камгэс" выиграл этот тендер в феврале 2014 года. Корпоративный конфликт, как выяснила впоследствии газета "Реальное время", разгорелся, когда "Камгэсэнергострой" потребовал от Иннополиса увеличить стоимость работ по строительству жилого корпуса и спортивного комплекса Университета Иннополис с 1,7 млрд рублей до 2,1 млрд рублей (на 320 млн). Это был ответный удар на требование Иннополиса неустоек за пропущенные сроки ввода в эксплуатацию ряда объектов. Скандальная судебная тяжба стоила Шайдуллину кресла главы строительной компании. По сути — за срыв сроков сдачи объектов Иннополиса (в "Камгэсе" настаивали, что сроки эти были в принципе невыполнимыми).

В тот же период поссорились бывшие партнеры Шайдуллин и Зиганшин (что, вероятно, и привело к взаимным судебным претензиям "Стройинжиниринга" и ПСО "Казань" в 2015 году). На строительстве Иннополиса существовало жесткое противостояние между бывшим главой "Камгэса" и гендиректором "ПСО "Казань".

В компании ПСО "Казань", куда обратилась газета "Реальное время" с просьбой высказать позицию по спору с ИСК "Стройинжиниринг", где правопреемником по делу хочет стать Шайдуллин, пока не ответили на запрос издания, комментарий будет опубликован по получении. Связаться с бывшим главой "Камгэса" также не удалось — по указанным в открытом доступе его телефонам никто не ответил. Редакция готова предоставить ему слово.