В Общественной палате обсудили выставку Марка Кожуры о стереотипах рабочих профессий

В Общественной палате 8 февраля состоялся вернисаж выставки «Российская экономика: люди, дела, идеи», а также экспертный круглый стол, посвящённый переосмыслению роли человека труда в постиндустриальную эпоху. Мероприятие — часть долгосрочного социального проекта группы компаний Pro-Vision Communications и промышленного фотографа Марка Кожуры, оно реализовано при поддержке Ассоциации менеджеров.

В Общественной палате обсудили выставку Марка Кожуры о стереотипах рабочих профессий
© Sostav.ru

На выставке представлено 30 работ, сделанных в семи регионах России на 11 промышленных объектах разной специализации. От производства товаров для дома и гигиены на заводе «Рекитт» до изготовителя сухих строительных смесей «Седрус», от калининградского автопроизводителя «Автотор» до крупнейшего за Уралом производителя стеклотары «Сибирского стекла» – в объективе Марка Кожуры сменяют друг друга модернизированные цеха, инновационное цифровое оборудование и современные рабочие зоны. Но в центре внимания всегда остаются люди. Создавая визуальную летопись новой экономики России, выставка рассказывает именно о них – профессионалах, которые стоят за её успехами и достижениями.

Идея проекта возникла в 2020 году, когда стихийные изменения в социальной и экономической повестках обнажили острый дефицит кадров в рабочих специальностях. Тогда же об актуализации роли человека труда заговорили на высшем уровне: предложение профсоюзов вернуть в основной закон страны норму о роли человека труда поддержал сначала президент, а затем и граждане России на референдуме по поправкам в Конституцию.

Инициатива Pro-Vision и индустриального фотографа Марка Кожуры стала продолжением этого резонансного общественного диалога, и уже в январе 2021 года Марк посетил первую съёмочную локацию – Загорский трубный завод. На протяжении 12 месяцев были отсняты тысячи работ в жанре промышленной фотографии, каждая из которых иллюстрирует масштабы производства, рабочие будни и профессионализм людей труда, занятых на съёмочных объектах – всего более 10 тыс. человек. Самые яркие фото выставлены в Общественной палате. Еще около 60 работ вошли в экспозицию онлайн-выставки в аккаунте в Instagram.

Помимо вернисажа и знакомства с фотоработами, в рамках мероприятия в Общественной палате состоялся круглый стол с участием всех заинтересованных в повышении престижа рабочих специальностей сторон: бизнеса, власти и общества. К дискуссии под модерацией Вадима Ковалева, члена комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты, первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров, были приглашены:

Виталий Богаченко, директор по корпоративным отношениям «ЛафаржХолсим» в России;Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision;Илья Власенко, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Загорского трубного завода;Рашид Ишмухаметов, директор по организационному развитию и кадровой политике Загорского трубного завода;Илья Житомирский, директор по общественным связям и коммуникациям Трубной металлургической компании;Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике;Кермен Манджиева, вице-президент по стратегическим коммуникациям и бренду Segezha Group;Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления, HeadHunter;Инна Пехова, основатель Международного центра креативного гостеприимства;Владимир Торин, директор по коммуникациям компании «Еврохим»;Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).В ходе круглого стола были затронуты вопросы эволюции рабочего класса и понятия «человек труда», а также влияния автоматизации производственных процессов на динамику численности персонала. Активную профессиональную дискуссию спровоцировала тема престижа рабочих профессий среди начинающих специалистов и профессионалов с опытом. Участники сошлись во мнении, что для повышения востребованности таких специальностей необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, а также популяризация образа «человека труда» в классических и новых медиа.

Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision:

Понятие «человек труда» давно требует концептуального переосмысления. В цехах больше не встретить людей с безразличными лицами и мозолистыми руками, вынужденных работать на громоздких станках. На смену им приходят специалисты, которые любят своё дело и готовы трудом менять страну к лучшему. Запуская этот проект, мы хотели «впустить» зрителей в цеха, к оборудованию и станкам, чтобы сломать стереотипы о «работягах» и познакомить общественность с новым «человеком труда» – высокооплачиваемым вовлечённым профессионалом с богатой экспертизой и долгосрочной мотивацией.

По итогам круглого стола также были выдвинуты следующие предложения:

провести региональные выставки в городах, где расположены предприятия-участники съёмки;сформулировать концепцию развития промышленного туризма на заводы-участники выставки;выступить с инициативой проведения «Года рабочих профессий» в России.

Вадим Ковалёв, член комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности ОПРФ, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров:

К сожалению, многие рабочие специальности по-прежнему стигматизируются в обществе. На постсоветском пространстве до сих пор можно услышать «мотивирующие» фразы в духе «учись хорошо, иначе пойдешь на завод». При этом зачастую завод может предоставить специалисту более привлекательные условия труда, чем офис, начиная от заработной платы и расширенного социального пакета до комфортных рабочих мест и высокоточного оборудования. Одна из целей на ближайшие годы – восстановить интерес к труду, и диджитал-выставка, доступная широкому кругу зрителей, в комплексе с промышленным туризмом и аналогичными просветительскими форматами определённо способствует её достижению.