Региональный бизнес выпустил облигации на сумму более 4,4 миллиарда рублей

На сегодняшний день в обращении находятся облигации шести эмитентов из Самарской области, а общий объем привлеченных ими средств составляет более 4,4 миллиарда рублей. Специалисты регионального отделения Центробанка рассказали о возможностях, преимуществах и рисках этого финансового инструмента. Облигации - это ценные бумаги, которые удостоверяют заем между эмитентом (в данном случае компанией, выпустившей облигации) и инвестором, то есть гражданином или юридическим лицом, их купившим. Как правило, эмитент на периодической основе, например, ежемесячно, ежеквартально или раз в полгода, выплачивает держателю облигации доход в виде процентов от ее номинальной стоимости. Его размер определяется при размещении облигаций и зависит от кредитной истории эмитента и его кредитоспособности - чем устойчивее финансовое положение эмитента, тем ниже процент. По окончании срока обращения облигации эмитент должен вернуть инвестору ее номинальную стоимость. Как отмечает управляющий Отделением Самара Волго-Вятского ГУ Банка России Марина Мясникова, корпоративные облигации давно зарекомендовали себя как способ привлечения финансирования в бизнес почти на любом этапе: банковский кредит, как наиболее привычный для решения этой задачи финансовый инструмент, не всегда подходит, так как у предприятия может не оказаться необходимого залога. В настоящее время наиболее распространены выпуски биржевых облигаций, обращающихся на организованных торгах на бирже, и коммерческих - они размещаются только по закрытой подписке. Председатель комитета по финансовым услугам и банковскому делу Самарского регионального отделения "Деловой России" Виталий Белоцкий отмечает, что важным преимуществом выпуска облигаций является их долгосрочный характер по отношению к среднему сроку кредитования. - Кроме того, набор ограничений для размещения облигационного займа существенно меньше набора условий для получения банковского кредита. Важно и то, что, выходя на фондовый рынок, предприятия формируют свою публичную историю: это инструмент косвенной выгоды, который позволяет им в будущем работать с более сложными инструментами привлечения средств, - пояснил эксперт. Выход эмитента на фондовый рынок повышает узнаваемость бренда компании, также размещение облигаций облегчает дальнейший выход на рынок акционерного капитала (например, IPO). Как отмечает регулятор, региональный бизнес пока настороженно относится к выпуску облигаций: одни недостаточно информированы, другие считают сопутствующие издержки слишком высокими, третьи - из-за нежелания публично раскрывать информацию о бизнесе: выпуская облигации, эмитент обязан опубликовать устав, финансовую отчетность, сообщения о существенных фактах и многое другое. Вместе с тем практика показывает, что на фондовый рынок успешно выходят представители самых разных сфер бизнеса: строительство и девелопмент, кафе и рестораны, производственные предприятия, финансовые и IT-компании. Выпуск собственных долговых обязательств лучше подходит зрелому бизнесу, который существует более трех лет и имеет четкие планы развития. - Инструмент привлечения облигационных займов доступен не только крупным, но и средним предприятиям, также существует практика, когда малые предприятия приходят на этот рынок, - рассказал Белоцкий. - Мы видим, что интерес к этому направлению растет, но количество предприятий, выпускающих облигации, пока ограничено. Практически все знают, как получить банковский кредит, но у финансовых подразделений бизнеса пока мало навыков по оформлению облигационных займов. Проведение разъяснительной и даже просветительской работы в части развития корпоративного управления самарского бизнеса в будущем позволит предприятиям более активно привлекать средства с фондового рынка. С целью упрощения доступа бизнеса к этому рынку в январе этого года при поддержке правительства Самарской области, Центробанка и реготделения "Деловой России" был сформирован пул соорганизаторов выпуска корпоративных облигаций - это инвестиционные и консалтинговые компании, банки и общественные организации, которые помогают предприятиям в привлечении финансирования с помощью облигаций. Марина Мясникова, управляющий Отделением Самара Волго-Вятского ГУ Банка России: - С точки зрения эффективности управления долгом облигации имеют преимущества перед банковскими кредитами: нет зависимости от одного кредитора, не требуется залог, средства можно привлечь на более длительный срок. Как показывает практика, стоимость выпусков, следующих за дебютным, снижается по мере накопления публичной кредитной истории. Виталий Белоцкий, председатель комитета по финансовым услугам и банковскому делу Самарского реготделения "Деловой России": - Выход региональных предприятий на рынок ценных бумаг - позитивный сигнал и дополнительные возможности для развития экономики Самарской области. Облигации покупают не только инвестиционные фонды, значительно растет количество физических лиц на этом рынке. Таким образом, денежные средства частных инвесторов консолидируются для развития экономики.

Региональный бизнес выпустил облигации на сумму более 4,4 миллиарда рублей
© СОВА