Власти не отменят ответственность за пиратское ПО из недружественных стран

Правительство не будет отменять административную и уголовную ответственность за использование нелицензированного в России программного обеспечения (ПО), если оно принадлежит правообладателям из стран, которые поддержали санкции против России. Об этом пишут «Ведомости».

Власти не отменят ответственность за пиратское ПО из недружественных стран
© Sostav.ru

Такая норма предлагалась в начале марта, но в версии плана антикризисных мер правительства от 9 марта она отсутствует, отмечает издание.

В последней версии плана, законопроект по которому предлагается подготовить к 28 марта, в качестве мер значатся – «введение механизма принудительного лицензирования» для ПО, а также отмена компенсаций иностранным компаниям из стран-санкционеров «за использование результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в порядке принудительного лицензирования».

Как сообщал «Коммерсантъ», ссылаясь на версию предложений от 2 марта, легализация пиратского софта могла бы временно смягчить последствия ухода из России крупных разработчиков ПО – Microsoft, IBM, Oracle и других.

Однако позже Минцифры опровергло информацию о предложении легализовать в России пиратское ПО, заявив, что не вносило предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта и не поддерживает их.

По словам управляющего партнёра юридической компании «Иккерт и партнёры» Павла Иккерта, механизм принудительного лицензирования предполагает предоставление права использования РИД законного правообладателя помимо его воли. Пока в нашей стране он широко не распространён.

В Гражданском кодексе принудительное лицензирование прописано как мера «в случае крайней необходимости», которая сопровождается выплатой компенсации правообладателю, поясняет директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович.

Сейчас обсуждается отмена этой компенсации иностранным компаниям из списка недружественных стран. «На практике это означает, что объектами интеллектуальной собственности, принадлежащими правообладателям из этих стран, мы не только будем пользоваться помимо их воли, но ещё и не будем за это ничего платить», – объяснил «Ведомостям» эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев.

Он считает, что «принудительное лицензирование без компенсации» – это фактически то же самое, что и использование нелицензированного ПО. Казанцев добавляет, что, во-первых, это будет действовать только в отношении правообладателей из государств, поддержавших санкции, а во-вторых, всё «вроде бы как в рамках правовых норм».

«Видимо, было принято решение, что пункт о принудительной лицензии ПО вступал в прямое противоречие с пунктом, предоставляющим возможность пользоваться нелицензируемым ПО», – считает Орехович.