Почему заводы по производству СПГ продолжат строить на Севере

Разработка отечественного оборудования ведется. Например, в этом году успешно прошел испытания криогенный насос для крупнотоннажных заводов СПГ производства "Атомэнергомаша". Но пока из-за отсутствия спроса на рынке серийное производство не налажено. Хотя, возможно, именно сейчас из-за санкций потребность в российском оборудовании для проектов по сжижению газа возрастет.

На трех действующих российских заводах для сжижения газа стоит иностранное оборудование. Для производства СПГ на заводе "Сахалин 2" для сжижения газа используется технология двойного смешанного хладагента DMR, разработанная концерном Royal Dutch Shell. Также в производстве используются теплообменники немецкой компании Linde, а для привода компрессоров применяются американские газовые турбины Frame 7. На "Ямал СПГ" на трех линиях поставлено оборудование американской корпорации Air Products and Chemicals. Лишь одна, четвертая линия предприятия "Ямал СПГ" использует отечественную технологию "Арктический каскад", мощность которой 0,9 млн тонн СПГ в год. Для сравнения: в 2021 году в нашей стране было произведено чуть менее 31 млн тонн СПГ.

инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

К 2035 году мощности заводов СПГ планируется нарастить до 80 - 140 млн тонн. Такие показатели прописаны в долгосрочной программе развития производства СПГ, принятой правительством в марте 2021 года. Большинство новых предприятий должно появиться в Арктике и на Дальнем Востоке.

Эти территории считаются сложными для освоения из-за суровых погодных условий. Соответственно, к оборудованию и технике предъявляются повышенные требования. Но выбор места не случаен. Во-первых, именно в Арктике сосредоточены крупнейшие и еще не разработанные газовые месторождения на суше, а на Дальнем Востоке ведется активное освоение морских запасов газа. Таким образом, снижаются затраты на доставку газа с мест добычи до заводов по производству СПГ.

Недоступность западных технологий для производства СПГ может стимулировать быстрое внедрение отечественных решений

Во-вторых, СПГ - товар мобильный, не привязанный к трубопроводам, транспортировку которого осуществлять выгодней всего по морю. То есть заводы располагаются рядом с портом и инфраструктурой для загрузки СПГ в танкеры. Побережье Арктики и Дальнего Востока подходят для этого идеально. Также можно вспомнить, что почти 95% береговой линии морей России приходится на Северный Ледовитый и Тихий океаны.

В-третьих, основной рынок сбыта СПГ - страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на него приходится свыше 70% поставок. Большая часть их идет в Китай, Японию, Южную Корею, Индию и Тайвань. Дальний Восток находится в непосредственной близости от этого рынка. Арктика также выигрывает за счет доставки, но с условием, что товар отправляется покупателям через восточный сектор Северного морского пути (СМП). По плану круглогодичное судоходство в восточном секторе СМП будет обеспечено к 2024 году.

Сейчас помимо трех действующих заводов по производству СПГ строится еще два. Небольшое предприятие "Газпрома" на Балтике - "Портовая СПГ" мощностью 1,5 млн тонн, и крупнейший завод "Новатэка" - "Арктик СПГ-2" на Ямале мощностью 19,8 млн тонн. На обоих заводах используется иностранное оборудование для сжижения газа. Но если "Портовая СПГ" сейчас находится в стадии пуско-наладки, то на "Арктик СПГ-2" идет строительство только первой линии из трех (каждая мощностью по 6,6 млн тонн). Впрочем, оборудование для нее уже поставлено и запуск должен пройти по плану. В отношении второй и третьей линий производства, а тем более последующих проектов ("Арктик СПГ-1" и "Арктик СПГ-3") пока ясности нет.

инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Тихонов Сергей

"В текущих обстоятельствах компания принимает необходимые меры и действия для работы в рамках принятых планов и стратегии", - сообщили "РГ" в пресс-службе "Новатэк".

Скорее всего, первая линия "Арктик СПГ-2" будет успешно достроена, учитывая высокую степень ее готовности, считает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман. Вторая и третья линии, вероятно, будут завершены с задержкой относительно изначального плана из-за приостановки новых инвестиций со стороны японских и французских партнеров, а также проблем с логистикой. При этом их завершению, хоть и с задержкой, будет способствовать наличие контрактов на поставку основного оборудования, а необходимое дополнительное финансирование, возможно, будет найдено в Китае, предполагает эксперт.

Часть оборудования могут поставить страны АТР, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но большая часть ключевых технологий для производства СПГ контролируется так называемыми недружественными странами, подчеркивает он. Косвенные сложности с поставками необходимого оборудования уже появились. И непонятно, насколько они временные. Заместить ключевые технологии очень непросто, тем более в уже строящихся проектах. Процесс импортозамещения идет, но достаточно медленно, в том числе из-за отсутствия спроса на рынке. Ведь тот же "Новатэк" стремился ускорить свои проекты, а следовательно, не мог ждать появления российских решений, отмечает эксперт.

В России есть собственная технология по сжижению газа "Арктический каскад", однако она пока уступает западным аналогам, как показал опыт 4-й линии "Ямал СПГ", отмечает Кауфман. Кроме того, полноценно "импортозаместить" турбины, компрессоры и некоторые прочие технологии в короткие сроки будет проблематично, уточняет он.

С учетом уже готовых и строящихся заводов к 2025 году мощности производства СПГ в России достигнут 49 млн тонн. Это немного выше нижней планки поставленной в "Энергетической стратегии РФ до 2035 года" - 46-65 млн тонн. Будущее других крупнотоннажных проектов по сжижению газа будет зависеть от способности нашей промышленности создать собственные технологии для СПГ заводов. На реализуемом сейчас проекте "Арктик СПГ-2" уровень локализации оборудования составляет 50%. В минпромторге и компании "Роснефть" на запрос "РГ" не ответили.