Правительство предлагает сузить действие статьи УК по нарушениям в ходе госзакупок

Правительство России предлагает конкретизировать статью УК, наказывающую чиновников за какие-то нарушения при госзакупках. Инициатива внесена в Госдуму.

"Законопроект направлен на минимизацию рисков необоснованного уголовного преследования участников госзакупок. Из диспозиции статьи 200.4 УК РФ, наказывающей за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предлагается исключить указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления", - прокомментировал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Он также отметил, что данный термин носит оценочный характер. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда России, "иная личная заинтересованность" представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и так далее.

Однако имеющиеся пояснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений "иная личная заинтересованность" и "ложно понятые интересы службы". Таким образом, диспозиция статьи 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба. Инициатива защищает добросовестных сотрудников государственных учреждений от необоснованных претензий.

Ответственности по ст. 200.4 УК РФ подлежат работники контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иное уполномоченное лицо, представляющее интересы госзаказчика и допустившее нарушение закона.

"Как показывает анализ правоприменительной практики, контролирующими органами наиболее часто выявляются такие нарушения в сфере заключения и исполнения контрактов, как: несоблюдение сроков заключения контрактов, невключение в содержание контрактов обязательных условий, предусмотренных законом, заключение контрактов на условиях, не соответствующих условиям, предусмотренным документацией о закупке", - подвел итог глава Правления АЮР.