Владелец франшизы KFC и Pizza Hut не смог уйти с российского рынка

Ресторанный польский холдинг AmRest отказался продать инвестфонду «ВТБ Капитал» свое российское подразделение из-за угрозы вторичных санкций, сообщила газета «Коммерсантъ». В начале апреля ВТБ попал под блокирующие ограничения. В собственности AmRest находятся 267 заведений под брендами KFC и Pizza Hut в России.

Владелец франшизы KFC и Pizza Hut не смог уйти с российского рынка
© BFM.RU

По словам источников издания, компании договорились о сделке еще до начала военной операции России на Украине. Теперь польский холдинг ищет нового покупателя, говорят участники рынка. И найти его будет непросто, отмечает руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин:

Сергей Гландин руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper «Очень много факторов, помимо классической боязни вторичных санкций. Здесь общее охлаждение отношений с Россией, политика на изоляцию России, на прекращение с ней бизнес-контактов, или так называемая культура отмены. ВТБ находится под блокирующими санкциями США, блокирующими санкциями Великобритании и Европейского союза, это значит, что ни один банк не проведет через себя покупную цену по любому договору, заключенному с банком ВТБ. Поэтому теперь нужно будет, наверное, переориентироваться на иных приобретателей, например, восточных, африканских, латиноамериканских, это безвыходная ситуация. Как мы видим, они потихоньку закрываются, именно западные компании, продаются либо уходят с рынка иными способами. Есть еще вторая тенденция, она заметна, например, McDonald's пока приостановил [деятельность], он платит зарплаты, ожидает, что изменится геополитическая ситуация, все вернется на круги своя, но по [событиям], происходящим на территории Украины, это, скорее всего, вряд ли быстро закончится. Поэтому сейчас многие компании пересматривают свой статус и свое присутствие в РФ. Здесь именно репутационные риски, это тот фактор, который они не хотят ощущать».

AmRest еще в начале марта заявила, что планирует временно приостановить деятельность в России, но заведения все еще работают. Участники рынка отмечают, что от сделки мог отказаться и сам «ВТБ Капитал» из-за опасений, что не получит права развивать заведения под брендами KFC и Pizza Hut. Но это не так страшно, бизнес все равно очень выгодный, говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов:

— Достаточно серьезная сетка, и, скорее всего, даже ресторанный игрок его не потянет, это кто-то внешний может быть или банк, фонд, частное лицо. Это все интересно, потому что сейчас идет именно развитие фастфуда. Есть риски с брендом, с названием, что владелец франшизы отзовет свое название, если франчайзи не нарушали условия коммерческой концессии, безосновательно отозвать его нельзя, но можно найти основания и за какое-то время без поддержки, без всего остального франшиза работать не будет. При таком большом объеме в краткосрочной перспективе это не страшно, потому что под названием можно поработать, долгосрочно, конечно, это не будет работать. Но с другой стороны, тот же KFC когда-то был «Ростиксом», в России он спокойно переименовался в KFC и заработал, его не сложно переименовать обратно в «Ростикс», это просто некое доверие бренду. Если будут новые названия, к нему также за какое-то время возникнет доверие. Когда «Ростикс» поменялся на KFC, что такое KFC в России не знали, по крайней мере, потребители «Ростикса», что такое KFC, не знали и даже не подозревали. Я думаю, что это решаемый вопрос, все зависит от профессионализма управления.

— Что касается поставщиков.

— Проблем я не вижу, потому что любой фастфуд в России — это больше 90% российских поставщиков, иначе фастфуд не может работать. У фастфуда по определению невысокая себестоимость продукта, и фастфуд не может работать на импортном товаре, это не итальянский или французский ресторан, он не может просто себе позволить, он станет неконкурентоспособным.

В собственности «ВТБ Капитала» уже находится пакет акций двух компаний, которые управляют ресторанами KFC и Burger King в России. Фастфуд сейчас — один из самых привлекательных сегментов на ресторанном рынке, отмечают эксперты. По данным аналитической компании Focus Technologies, оборот предприятий фастфуда с начала апреля увеличился на 16%. Это связывают с тем, что россияне экономят в кризисных условиях, дополнительным драйвером для предприятий стало и закрытие точек McDonald's.