Эксперт об экономике Казахстана: «30 лет развития в прошлом и неопределенность в будущем»

«Начало серьезным инфраструктурным и экономическим победам республики было положено еще в 1993 году. Тогда Казахстан и американская транснациональная энергетическая компания «Шеврон» подписали соглашение о создании крупнейшего совместного предприятия «Тенгизшевройл». Оно занялось разработкой гигантского нефтяного месторождения «Тенгиз». С тех пор и по сей день нефтедобывающее предприятие вносит огромный вклад в экономическое развитие республики. Проект открыл миру, что Казахстан – страна со стабильной экономикой, предсказуемым политическим курсом и богатыми природными ресурсами. Гарантом стабильности выступил первый президент независимого государства Нурсултан Назарбаев. В результате в республику хлынули западные инвестиции. В 2020 году их общий валовый объем превысил 350 млрд долларов США. Еще одно важное достижение Казахстана – создание в 2000 году Национального фонда. Он служил своего рода подушкой безопасности страны при глобальных потрясениях, а также главным финансовым резервом для будущих поколений. Фонд пополнялся за счет избыточных доходов, полученных от налогов на разработку запасов нефти, газа и полезных ископаемых стали. Сейчас его резервы составляют 58 млрд долларов США, и за более чем 20-летнюю историю своего существования он не раз спасал экономику Казахстана. Курс на экономическое развитие и процветание продолжился и в годы премьерства Карима Масимова. Пост главы правительства Казахстана он занимал дважды, с 2007 по 2012, а затем с 2014 по 2016 год. Масимов сделал огромный вклад в развитие транспортного сообщения республики, в том числе и трубопроводного, с различными странами мира. Например, Казахстан участвовал в таком проекте как «Баку – Тбилиси – Джейхан». Через этот морской трубопровод сегодня прокачивается нефть из Казахстана. Другой проект, трубопровод Атасу – Алашанькоу, позволяет транспортировать нефть из Казахстана напрямую в Китай. При Кариме Масимове республика приняла участие в проекте «Западный Китай – Западная Европа». Это крупнейшая автомобильная трасса общей протяженностью 8,5 тысячи километров. Она обеспечивает транспортное сообщение Казахстана с Россией и Китаем, увеличивает пассажиропоток и количество грузоперевозок с этими странами. Также улучшилась ситуация с дорогами и внутри республики – были отремонтированы городские, сельские и региональные дороги. Кроме того, во времена премьерства Масимова запустили проекты, которые обеспечили бесперебойное электроснабжение как в северных, так и в южных регионах страны. Рост экономики сопровождался цифровизацией, развитием человеческого капитала, свободой предпринимательства. В результате по итогам 2015 года ВВП Казахстана в пересчете на душу населения даже превысил ВВП России. Нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал в марте беспрецедентные политические реформы. Они могут изменить как политический, так и экономический облик страны. На повестке дня – масштабный референдум о внесении поправок в Конституцию республики. Главный вопрос: удастся ли новому режиму сохранить курс на экономический рост, который был заложен Нурсултаном Назарбаевым и Каримом Масимовым? Поживем – увидим». Фото: Kremlin Pool/Global Look Press / globallookpress.com

Эксперт об экономике Казахстана: «30 лет развития в прошлом и неопределенность в будущем»
© РИА "ФедералПресс"