Правительство хочет увеличить число иностранных компаний для внешнего управления

Правительство поддержало депутатский законопроект о введении внешнего управления в компаниях с иностранным участием, решивших уйти из России. При этом, как выяснили «Ведомости», кабмин предлагает дополнить его компаниями, которые связаны с топливно-энергетическим и оборонно-промышленным комплексами страны.

Правительство хочет увеличить число иностранных компаний для внешнего управления
© BFM.RU

Речь идет о «предприятиях, которые не учли сразу при разработке инициативы». Законопроект разрешит вводить внешнюю администрацию по решению арбитражного суда в отношении имеющих «существенное значение» для России организаций, которыми более чем на 25% владеют лица из недружественных стран.

Например, в электроэнергетике ключевыми инвесторами из ставших недружественными стран являются финская Fortum, подконтрольная ей немецкая Uniper и итальянская Enel. Компании объявили о приостановке инвестиций, а затем и о выходе из российских активов.

Комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития«Изначально посыл был про тех, кто связан с массовым потреблением продуктов питания, одежды, продовольственных товаров. После того как многие иностранные холдинги отказались от участия [в российских компаниях], они не всегда сразу готовили сделки к продаже, и, соответственно, был риск того, что заводы, построенные в России, окажутся необслуживаемыми, люди останутся без работы, товары тоже не будут поставляться на российский рынок. Дальше пошла очередь компаний из энергетики, нефтегазового сектора, электроэнергетики. Но, в отличие от потребительских товаров, здесь все-таки речь идет о том, что компании, выходя, продают свои активы, а не прекращают деятельность этих активов. Либо они имели какую-то часть владения активами, либо эти компании полностью контролировали. Поэтому, когда мы говорим про электроэнергетические компании — про Fortum, про Enel в частности, их задача выйти с рынка, продав эти активы, а не просто оставив на произвол судьбы, на благо внешнему управляющему. В любом случае надо иметь инструментарий на случай, если что-то пойдет не так, потому что не факт, что компании договорятся о какой-то цене, может быть, их не устроит цена при выходе, а при этом материнская головная европейская компания скажет, что выходим во что бы то ни стало. И здесь могут быть, конечно, какие-то риски, тем более что электроэнергетика напрямую влияет на жизнедеятельность экономики. Может быть, в конечном итоге процедура затянется, и они не уйдут. Когда речь идет о заводе, выпускающем продукцию на миллиард, другой, третий — это одно, а когда у вас бизнес стоимостью сотни миллиардов — это уже другое отношение к бизнесу».

Предприятий с иностранным участием, которые выпускали бы в России вооружение и военную технику, нет, считает эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов, поясняя, что в отзыве правительства говорится о таких предприятиях, которые выпускают разные материалы, используемые для производства военной техники. Например, краски, металлические изделия, различные расходные материалы и компоненты:

— Я не знаю, каких это предприятий может коснуться. По большому счету для оборонных предприятий первого уровня это все как бы значения не имеет, потому что там и так не было иностранных инвесторов. Это больше не про оборонку, наверное, а про энергетику и про предприятия каких-то критических технологий, которые в гражданской сфере имеют место.

— Компании-партнеры, может быть, которые что-то выпускают для ОПК?

— Это я не скажу, я просто не знаю, это надо по всем предприятиям идти, которые к этому имеют отношение, и смотреть, кто там акционер. Я думаю, это все-таки больше про ТЭК история.

— В общем, необходимости в этом нет?

— Я думаю, нет, там и так все нормально работало, поэтому иностранные акционеры в оборонное предприятие и не приходили.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин 15 мая написал в своем телеграм-канале, что эта депутатская инициатива «даст возможность сохранить рабочие места». Один из авторов инициативы Олег Матвейчев сообщил, что Госдума рассчитывает «принять законопроект в весеннюю сессию».