Starbucks прощается с россиянами

Сеть кофеен Starbucks, принадлежащая кувейтской компании Alshaya Group, официально заявила об уходе с российского рынка. Сотрудников сократят в ближайшие три месяца.

Starbucks прощается с россиянами
© BFM.RU

В России сеть Starbucks ликвидирует бренд. Под ним работали 130 заведений. Управляло ими ООО «Кофе Сирена», а владелец этой фирмы — семейная компания из Кувейта. Она купила франшизу у американцев. Примерно по той же схеме Alshaya Group владеет магазинами Victoria's Secret, H&M, Mothercare и другими известными брендами, тоже объявившими об уходе из России.

Первая в стране кофейня Starbucks была открыта 15 лет назад. Через пять лет после старта заведения сети стали модными. Однако пик их популярности прошел. На отечественном рынке актуальны авторские заведения с интересной кофейной концепцией и легкой кухней. В Москве, Петербурге и Краснодаре, а также в других городах-миллионниках количество кофеен как минимум не сокращается. Поэтому уход Starbucks заметит не столько массовый потребитель, сколько почти 2 тысячи сотрудников кофейни. Все они с марта не работали и получали две трети от зарплаты. Сейчас им выплатят три оклада — и, учитывая, что в кофейнях чаще всего подрабатывают студенты, они либо устроятся по специальности, либо пройдут дополнительное обучение, либо сразу устроятся в отечественную HoReCa. Вот только если в Starbucks бариста в среднем получал от 80 тысяч до 150 тысяч рублей, то у конкурентов оклады скромнее примерно вдвое.

Кто заедет на площади Starbucks? Ведь, помимо затрат на ремонт, придется оплачивать дорогую аренду. Но все места сети очень удачно расположены, отмечает совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский:

Алексей Петропольский совладелец сети кофеен Take & Wake «Причем где-то аренда фиксированная, ставка, как правило, рыночная либо даже выше рыночной, потому что все места у Starbucks очень высокотрафиковые. Из активов останутся договоры аренды, которые, конечно же, конкуренты займут очень быстро. Кто бы мог занять? Начиная от «Кофемании» и заканчивая «Кофефиксами», «Кофепрайсами», поскольку это локации, где уже есть свой клиент, есть понимание, что торговля будет хорошая, есть понимание по ставке, по выручке. Их реально не так много, а кофейный бизнес переживает развитие последние три года сумасшедшими темпами, поэтому эти площади очень быстро заполнятся».

Но пока арендодатели, имеющие договоры со Starbucks, по непонятным причинам отказываются даже обсуждать возможность заселения площадей новыми заведениями, указывает коммерческий директор The Coffee Soldiers Павел Илларионов. Возможно, у владельца есть планы только по ликвидации российского юридического лица. И после паузы Starbucks вернется под другим названием. Либо бизнес планируется продать российским сетевикам на особых условиях, допускает Илларионов:

Павел Илларионов коммерческий директор The Coffee Soldiers «На открытие одного заведения Starbucks нужна колоссальная сумма. Навскидку около 7-7,5 млн рублей нужно только на то, чтобы минимально построить что-то похожее. А так это, конечно, ближе к 11 млн рублей. Очень мало игроков на отечественном рынке, кто готов на такие большие капитальные издержки. Наверняка найдутся какие-то компании, тот же «Росинтер», кто захочет выкупить как минимум часть заведений. Скорее всего, это будет сделано каким-то таким образом, чтобы по окончании этого политического инфлюенса была возможность вернуться в Россию и зарабатывать компании Starbucks не хуже, чем это было до 2022 года».

По данным СПАРК, выручка Starbucks в России в прошлом году превысила 5 млрд рублей, а чистая прибыль составила почти 200 млн рублей. Но это лишь пара процентов от общих показателей международного гиганта.