«Интересно, что скажут в Брюсселе»: экономический эксперт об отказе банка Литвы обслуживать транзит в Калининград

Директор института социально-экономических исследований финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубов назвал прекращение работы литовского «Шауляй банка» с Россией «попыткой формирования блокады Калининградской области». Эксперт разделяет мнение российского посла в Вильнюсе, которому осталось непонятным решение литовского банка. Это действие противоречит европейским директивам. Также отмечается, что дальнейшая судьба транзита зависит от выбора Литвы, какой банк назначить финансовым оператором транзита. «В этой ситуации пока много неясного. Есть предписания ЕС об обеспечении транзита и вдруг банк, который занимается обслуживанием этих финансовых операций прекращает сотрудничество. Здесь необходимо иметь больше информации о том, как дальше будут идти финансовые потоки. Нужно понять: можно ли перенести финансовые платежи в другие банки. Потому что, если Литва будет настаивать, что только «Шауляй банк» будет денежным оператором, то это можно расценивать, как форму запрета транзита», — сказал Зубов. Эксперт отметил, что поскольку действия Литвы противоречат установленным европейским правилам, следует подождать ответа Евросоюза. «Возникает вопрос к европейским властям: каким образом действия республики соотносятся с обязательствами ЕС по обеспечению транзита, и не является ли это действие формой блокады анклава. А ведь блокада анклава противоречит всем международным нормам. Государства, которые примыкают к таким территориям должны обеспечивать доступ для государства, которое этим анклавом владеет. Сейчас Литва нарушает европейские обязательства. Интересно, как отнесутся к этому европейские власти, если выяснится, что действия республики осуществлялись, чтобы привести к блокаде Калининградской области», — сообщил экономический исследователь. Также эксперт отметил, что для нормализации ситуации нужно провести переговоры с Европой, а также заняться развитием автономности Калининградской области. «Здесь необходимы переговоры с Брюсселем, с Вильнюсом. Первое, что нужно сделать — это получить достаточный объем информации. Задача, которая сейчас стоит и перед региональными, и перед федеральными властями — это организация альтернативных коммуникаций, то есть паромов. Губернатор Калининградской области говорил, что для того, чтобы полностью обеспечить переправу грузов, нужно восемь паромов. Значит, нужно срочно инвестировать средства в строительство альтернативной железной дороги и новые паромы. Необходимо делать Калининградскую область независимой от «доброй воли» европейских соседей», — заявил Алексей Зубов. Ранее глава Калининградской области Антон Алиханов рассказал, в ближайшем будущем надеется на полностью морское снабжение региона. По словам губернатора, из-за манипуляций банка Литвы, возможно, придется отказаться от железнодорожного транзита.