Объем интернет-торговли в России в 2022 году может вырасти почти на 40%

МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Объем интернет-торговли в России по итогам текущего года может увеличиться по сравнению с предыдущим годом на почти 40% - до более чем 5 трлн рублей. По итогам семи месяцев 2022 года показатель вырос на 42% и достиг 2,7 трлн рублей, сообщил ТАСС президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

"Мы очень сдержано относились к прогнозам в интернет-торговле в первые месяцы года - на дальнейшее развитие влияло огромное количество факторов, предугадать которые не представлялось возможным. Однако сейчас можно уже с уверенностью сказать, что рост электронной коммерции в России по итогам года может составить около 40%", - сказал Соколов.

По данным АКИТ, в июле локальный рынок прибавил 41% по сравнению с июлем 2021 года и достиг 383,902 млрд рублей, а трансграничный рынок сократился на 53%, до 10,540 млрд рублей.

"С учетом этих данных, общий объем интернет-торговли за семь месяцев составил 2,7 трлн рублей, рынок увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%", - отметил президент ассоциации.

По данным АКИТ, 95,8% от общей суммы продаж (или 2,6 трлн рублей) приходится на внутренний рынок, остальное - на трансграничный, доля которого снизилась с начала года с 13% до 4,2%. Доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли по итогам семи месяцев составила 11,2% против 8,4% годом ранее.

Динамика спроса по категориям

Самый заметный рост - от 3,3 до 4,5 раза ежемесячно - за семь месяцев наблюдался в категории "ювелирные изделия и часы". При этом средний чек с начала года снижался с 7,5 тыс. рублей до практически 5 тыс., то есть покупатели стали тратить в этой категории меньшие суммы, но чаще делать покупки онлайн.

Большой рост продемонстрировала категория "садовая техника и инструменты" - более трех раз, а также категории "зоомагазины" и "спорттовары" - более двух раз. Изменения объемов здесь связаны прежде всего с закрытием физической розницы ряда брендов - товары определенных марок оказались доступны только в интернете, объясняют в АКИТ.

Рост отдельных категорий не повлиял на распределение рейтинга топ-5 популярных товаров в интернет-торговле, по итогам января-июля он выгладит так: цифровая и бытовая техника - 591,5 млрд рублей (22,1%), мебель и товары для дома - 485,7 млрд рублей (18,1%), одежда и обувь - 376 млрд рублей (14%), продукты питания - 353,5 млрд рублей (13,2%), красота и здоровье - 201 млрд рублей (7,5%).

В начале года АКИТ сообщала, что объем интернет-торговли в 2021 году увеличился на 12% по сравнению с 2020 годом, до 3,6 трлн рублей.

Ассоциация компаний интернет-торговли объединяет крупнейшие маркетплейсы, интернет- и омниканальные компании, формирующие более 70% объема рынка интернет-торговли в России.

В АКИТ сегодня входят около 80 компаний: Ozon.ru, Wildberries, "Ситилинк", "М.Видео", avito.ru, lamoda, "Утконос Онлайн", "Перекресток Впрок", "Яндекс.Маркет", "Сбермаркет", "Детский мир", "Связной", DNS и другие.