Власти обсудят ограничение иностранного участия в маркетплейсах

<p><strong><span><span><span>Проект соглашения об электронной торговле в ЕАЭС содержит возможность ограничения долей иностранцев в торговых интернет-площадках. Это способ сохранить контроль над крупнейшими маркетплейсами у национальных акционеров</span></span></span></strong><br /> <br /> <span><span><span>В новой редакции проекта соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предлагается предоставить участникам союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) возможность предъявлять специальные требования или вводить ограничения на работу интернет-площадок с долей иностранцев в капитале более 49% или более 1/3 — в руководящем органе. Требование не будет распространяться на капитал и граждан государств — членов союза.<br /> <br /> Возможность таких ограничений следует из текста проекта соглашения (есть у РБК, его подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития). 10 января министерство направило документ в другие профильные ведомства и участникам рынка.<br /> <br /> <strong>Как появилась идея соглашения</strong><br /> <br /> В конце 2021 года страны — участницы ЕАЭС утвердили так называемую "дорожную карту" для создания "благоприятных условий развития электронной торговли". В рамках нее были созданы объединения, которые должны разрабатывать правила для своих участников, а также "защищать интересы граждан и предпринимателей", указано на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Предполагалось, что участники этих объединений сформируют свою версию проекта соглашения об электронной торговле, чтобы создать универсальные подходы для работы единого рынка.<br /> <br /> Новое соглашение должно ввести унифицированные правила электронной торговли среди стран ЕАЭС. Разосланный Минэкономразвития документ должны согласовать внутри России, а затем направить на обсуждение в ЕЭК, где его должны будут подписать все страны-участницы.<br /> <br /> <strong>Зачем ограничивать иностранные маркетплейсы</strong><br /> <br /> В Минэкономразвития не пояснили РБК, зачем в новую версию проекта соглашения об электронной торговле включили пункт про возможность ограничения работы интернет-площадок с долей иностранцев более 49%. Представитель ведомства лишь отметил, что предложенные нормы еще обсуждаются с участниками рынка и экспертами, "их еще предстоит внимательно изучить". Однако один из участников обсуждения указал на то, что площадки электронной торговли относятся к "уязвимой критической инфраструктуре", а предлагаемая норма направлена на то, чтобы сделать "некую страховку, защитить внутренних потребителей".<br /> <br /> На российском рынке есть примеры ограничений владения иностранцев в различных активах. Например, с 2016 году вступил в силу закон, по которому иностранцам запрещено владеть более 20% в уставном капитале российских СМИ. Аналогичное требование хотели распространить также на онлайн-кинотеатры, но в ходе обсуждений решили, что оно будет распространяться только на те аудиовизуальные сервисы, для которых Россия не является ключевым рынком — в аудитории которых доля российских пользователей не превышает 50%. Поэтому, например, Netflix несколько лет назад начал работать в России через агента — Национальную медиа группу.<br /> <br /> В 2018 году депутат Антон Горелкин предлагал ограничить 20% долю иностранцев в новостных агрегаторах (поправки были приняты только в первом чтении), а в 2019-м — в любых "значимых интернет-ресурсах". К последним он предлагал относить "некоторые сервисы, которые активно используют" в России и которые собирают информацию о пользователях. "Все эти компании аккумулируют огромное количество персональных данных россиян, нам важно понимать, кто стоит за этими компаниями", — объяснял тогда Горелкин, оговариваясь, что в перечень значимых точно попадут "Яндекс" и VK (на тот момент называлась Mail.ru Group). В середине этого года Горелкин предложил ограничить до 20% долю участия иностранных компаний в сервисах для размещений объявлений. Но ни одна из перечисленных инициатив пока не стала законом. РБК направил запрос Антону Горелкину.<br /> <br /> Кроме того, обсуждалось введение ограничений для иностранцев на владение сервисами такси, но перед вторым чтением это положение было отозвано его автором — депутатом Евгением Москвичевым (почему — он не пояснял).<br /> <br /> По мнению главы "INFOLine-Аналитики" Михаила Бурмистрова, пункт о возможном ограничении иностранцев в маркетплейсах выглядит "нацеленным на перспективу", чтобы обеспечить сохранение контроля над крупнейшими мультикатегорийными маркетплейсами за национальными акционерами, так как это крупнейшие и наиболее быстрорастущие игроки на рынке онлайн-продаж. Он напомнил, что единственный маркетплейс в России с иностранным участием — "AliExpress Россия" уже находится под контролем российских акционеров и менеджмента, поэтому не попадет под эти критерии. "Учитывая, что сейчас "AliExpress Россия" сфокусировался на трансграничной торговле для улучшения рентабельности и сократил масштаб и инвестиции в развитие локального бизнеса, а Lamoda стала "российской", ситуация с локальными маркетплейсами выглядит полностью прогнозируемой для государства", — рассуждает Бурмистров. При этом он охарактеризовал предложенную меру как "актуальную": "например, Европа сильно страдает от того, что Amazon занимает высокую долю на рынке онлайн-продаж, ограничивая конкуренцию". По оценке INFOLine, за девять месяцев 2022 года мультикатегорийные маркетплейсы упрочили лидирующие позиции на рынке России: их доля выросла на 9,3 п.п., до 47,3%. Крупнейшими игроками на рынке электронной коммерции были Wildberries (товарооборот в России без учета услуг — 883,8 млрд руб.; с учетом услуг в странах присутствия – 1,1 трлн руб.); Ozon (536,2 млрд руб.) и онлайн-бизнес группы "Яндекса" ("Яндекс Маркет", "Яндекс Лавка", "Яндекс Еда" и Delivery Club с товарооборотом 194,6 млрд руб.).<br /> <br /> Глава отечественной Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов также отметил, что компании, состоящие в ней, полностью российские и на них эти ограничения распространяться не будут. Соколов предположил, что данный пункт соглашения направлен на "приземление" зарубежных компаний на пространстве ЕАЭС, то есть создание филиалов или представительств на его территории.<br /> <br /> Еще один источник РБК на рынке интернет-торговли рассказал, что под действие этой нормы могут попасть отдельные компании из ЕАЭС. Например, "довольно популярный" в Казахстане маркетплейс Kaspi (за девять месяцев 2022 года его товарооборот составил 1,8 трлн тенге, или $3,78 млрд по курсу на конец сентября). На конец третьего квартала (последние доступные данные) 28,67% компании принадлежали фондам Baring Vostok, а 20,54% торговались на Лондонской фондовой бирже, то есть в сумме — 49,21%.<br /> <br /> Кроме того, под ограничения могут попасть такие популярные зарубежные маркетплейсы, как Amazon, Asos, Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории России) и другие. Владельцы этих площадок ограничили возможность принимать оплату с российских банковских карт после начала специальной военной операции на Украине. Некоторые из них больше не доставляют продукцию в Россию. Однако это ограничение не было введено для других стран — членов ЕАЭС, чьи жители могут свободно делать заказы.<br /> <br /> Представители Ozon, Wildberies, "AliExpress Россия" и "Яндекс Маркета" отказались комментировать пункт проекта соглашения, касающийся иностранного владения.<br /> <br /> <strong>Что еще предлагается в проекте</strong><br /> <br /> В тексте проекта соглашения также предлагается:<br /> <br /> создать единый реестр электронных торговых площадок. Если юрлицо или индивидуальный предприниматель не включен в этот реестр и нарушит требования, предъявляемые к электронной торговле, его сайт может быть заблокирован;<br /> <br /> создать единый перечень запрещенных или ограниченных к продаже товаров;<br /> <br /> установить единые требования к форме и порядку оплаты товара, включая возможность использования национальных платежных систем и расчетов в национальных валютах государств-членов. Члены ЕАЭС смогут в том числе устанавливать максимальное значение размера платы, которую финансовые организации и операторы платежных систем могут взимать при оплате товара электронными деньгами;<br /> <br /> сделать свободный доступ к единому перечню открытых данных "во взаимной торговле" (каких именно — не уточняется);<br /> <br /> разрешить применение электронных документов в рамках трансграничного взаимодействия и др.<br /> <br /> Соглашение не будет распространяться на госзакупки, биржевую торговлю и услуги электросвязи, уточняется в документе.<br /> <br /> По словам Артема Соколова, АКИТ положительно оценила проект соглашения и поддерживает его, поскольку он в том числе позволит решить проблемы, когда законы у одних членов ЕАЭС "негативно влияют на электронную торговлю в других странах". В качестве примера он привел постановление Совета министров Белоруссии о запрете увеличения цен на электронных площадках, опубликованное в октябре 2022 года. "Такой подход неприемлем. Мы живем в сложное время, но есть вещи, которые нельзя нарушать: рыночное ценообразование — это основа конкуренции. Конкуренция и свободный рынок внутри ЕАЭС — это двигатель стабилизации и снижения цен", — рассуждает Соколов. Еще один пример — в Казахстане можно делать заказы товаров только в доменной зоне.kz.<br /> <br /> Представитель Wildberries сообщил, что компания направила положительный отзыв на проект. "Убеждены, что соглашение позволит устранить бюрократические и законодательные барьеры во взаимной торговле по каналам электронной коммерции. В частности, проект предусматривает установление общих правил оплаты интернет-заказов (в ряде стран законодательство до сих пор обязывает маркетплейсы принимать наличную оплату), а также возможность для интернет-ретейлеров устанавливать единые условия и стоимость доставки и возврата товаров", — отметил представитель Wildberries.<br /> <br /> В "Яндекс Маркете" говорят, что соглашение позволит ускорить развитие рынка ЕАЭС "благодаря масштабированию лучших отраслевых практик". Каким был отзыв компании на проект, ее представитель не уточнил.<br /> <br /> Представители Минпромторга и ФАС сообщили, что получили проект соглашения и направят позицию по нему.<br /> <br /> РБК направил запрос в Минфин, ЕЭК и "AliExpress Россия". Представитель Ozon отказался от комментариев.</span></span></span></p>