Минфин предложил понизить планку инвестирования из ФНБ снова до 7%

Минфин предложил вернуть прежнюю планку, по достижении которой можно начинать инвестировать средства из ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 7% ВВП против нынешних 10%. Со времени повышения порога обстоятельства кардинально изменились: возврат к прежнему значению поможет быстрее начать вкладывать в поддержку экономики и финансировать антикризисные проекты.

Минфин предложил понизить планку инвестирования из ФНБ снова до 7%
© Российская Газета

Инициатива содержится в большом проекте поправок в Бюджетный кодекс, который минфин разместил для общественного обсуждения.

Порог инвестирования денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) повысился с 7% до 10% ВВП относительно недавно, в конце 2021 года. Пока объем ФНБ не достигает установленного порога, деньги из него могут размещаться только на банковских счетах и депозитах Банка России. После достижения отметки средства, поступившие сверх указанного порога, могут вкладываться в другие финансовые активы и проекты. Рост планки тогда объяснялся снижением долгосрочных рисков, связанных с энергопереходом.

Сейчас минфин предлагает понизить планку инвестирования до 7% в "иные финансовые активы" - то есть не в государственные ценные бумаги и акции российских компаний и те же депозиты ЦБ. А вот для антикризисных инвестиций (максимум, который можно будет на них потратить - 4,25 трлн рублей) никакая планка вообще учитываться не будет, следует из пояснительной записки к законопроекту. Минфин предлагает также расширить список инструментов и направлений, куда можно будет инвестировать независимо от величины планки. Это, в частности, паи инвестфондов под управлением Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ); уже начатые инфраструктурные проекты; депозиты в ВЭБ.РФ, открытые до октября 2022 года; активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Сейчас ликвидной части ФНБ далеко и до предлагаемых 7%. По данным минфина, в январе 2023 года ликвидная часть фонда составляла эквивалент 6,1 трлн рублей - это только 4,6% прогнозируемого на этот год объема ВВП.

"Вложения ФНБ "в иные финансовые активы" - это квазигосрасходы. Они происходят и отражаются отдельно от обычных бюджетных расходов, а по форме должны быть возвратными, то есть быть инвестициями, но возможно, с очень длинным сроком (что, собственно, отчасти и роднит их с расходамии)", - подчеркивает директор группы суверенных и региональных рейтингов рейтингового агентства АКРА Дмитрий Куликов. По его словам, предлагаемое минфином снижение порога - это возможность для смягчения бюджетной политики, но не системного, а временного, потому что разница между действующим и потенциальным новым порогом в 3% ВВП - сумма большая лишь на горизонте одного-двух лет. "Если же ее использование растянуть на 10-15 лет, каждый отдельный год будет не очень отличаться от такового с более высокой планкой", - отмечает Куликов.

На антикризисные вложения инвестиционный порог ФНБ распространяться вообще не будет

Смягчение бюджетной политики - следствие необходимости поддерживать экономику, говорит эксперт. "Следы смягчения политики мы наблюдаем и, например, в формировании потолка госрасходов по новому бюджетному правилу - там есть специальная добавка величиной 2,5 трлн рублей на 2023 год", - указывает Куликов.

Изменение правил инвестирования средств ФНБ расширяет возможности правительства по финансированию антикризисных мер и поддержки экономики в 2023 году, соглашается управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. "Именно на это и направлено снижение порогового значения размера ликвидных средств до 7% и расширение номенклатуры инвестиционных инструментов", - подчеркивает он.

Кстати

Российские власти израсходуют все валютные резервы Банка России в юанях уже в этом году при условии двукратного падения биржевых цен на нефть сорта Urals до $25 за баррель, считают зарубежные экономисты. Аналитики Citigroup привели более жесткий прогноз, согласно которому юаневые резервы ЦБ исчерпаются в 2023 году при цене барреля Urals в 35 долларов, сообщает Bloomberg.

Главный экономист агентства "Эксперт РА" Антон Табах не согласен с такими расчетами. "При плавающем курсе рубля у ЦБ нет обязанности выходить на рынок для поддержки курса. Опыт показывает, что бюджетное правило в процессе реализации не догма, а вероятное ослабление рубля снизит потребности в валюте", - отметил он. Табах напомнил, что минфин может покрыть дефицит из внутренних заимствований. "Есть большие сомнения, что эмбарго реально работает, при этом цены именно на нефть будут достаточно комфортные. Поэтому такой сценарий маловероятен, но даже при нем эффекты будут несколько иными", - полагает экономист.

Старший инвестконсультант "Финама" Тимур Нигматуллин указывает, что плановый дефицит федерального бюджета-2023 составляет 2,9 трлн рублей.

"По факту же бюджет оказался слишком оптимистичен. Уже в январе нефтегазовые поступления составили скромные 530 млрд рублей, такими темпами за 2023 год прямой экстраполяцией получается 6,37 трлн рублей. На существенный рост цен на нефть Urals (тем более выше 60 долларов) рассчитывать не стоит. При санкционном потолке 60 долларов за баррель Россия фактически продает ее по 40-45 долларов. Сложная логистика и дорогое страхование поставок обходится в 10-15 долларов против обычных расходов 1-3 доллара", - указал Нигматуллин. Таким образом, разницу придется компенсировать, в том числе в рамках продажи юаней по бюджетному правилу, считает он.

Подготовила Гульнара Вахитова