Что делать при получении сомнительной платежки за коммунальные услуги?

Мошенники массово раскладывают в почтовые ящики фальшивые квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Они практически ничем не отличаются от настоящих, за исключением одной детали – реквизитов на оплату. Как не стать жертвой обмана, телеканал «МИР 24» спросил эксперта Народного фронта по вопросам ЖКХ Светлану Калинину.

Что делать при получении сомнительной платежки за коммунальные услуги?
© Мир24

Есть ли у Народного фронта статистика о том, в каких регионах наиболее велик риск получить фальшивую платежку по ЖКХ?

– Мы в последнее время собираем информацию по разным обращениям, люди сообщают о таких аферных действиях со стороны недобросовестных либо бывших управляющих компаний, либо тех, которые хотят войти в управление, и начинают вставлять палки в колеса управляющим компаниям (УК). Это передел рынка, сейчас же УК работают по лицензиям.

Есть муниципальные образования, где ГЖИ сегодня работает слабо, «на отшибись» – по-другому не могу назвать. Там эта история работает очень ярко. У меня сейчас такая же история в Новосибирской области, в Нижнем Новгороде, в Воронеже, в Самарской области.

Почему это происходит? В свое время ввели мораторий на проверки, и правительство почему-то поддержало эту идею. Но слово «мораторий» и поручение президента «не кошмарить бизнес» привело к тому, что раз проверки не проходят в штатном режиме, и некоторые решили, что можно творить чудеса. Например, уволили главного инженера управляющей компании, но он знает все реквизиты, куда и как выставлять квитанции, и начинает палки в колеса компании вставлять.

Когда идет передел рынка управления, УК продают вместе с людьми. У меня сейчас в Самарской области такая история с «Пик Комфорт», и в Воронеже такая история есть. И поэтому сейчас очень сложная ситуация, когда люди должны быть начеку. Я сразу всегда говорю людям в этом случае: посмотрите на реквизиты предыдущих месяцев. Если они совпадают, значит, квитанция правильная. Если чуть-чуть есть несоответствия, хоть одна цифра или буква, то лучше позвонить на горячую линию и все узнать. Это сейчас единственный вариант обезопасить себя от двойного начисления.

Большинство людей, особенно кто помоложе, оплачивают услуги через интернет или приложение в смартфоне. А кто ходит именно с бумажными квитанциями в банк…

– А их очень много! По нашей статистике, больше 45% плательщиков – пенсионеры, которые с телефоном и онлайн платежами на «вы». Для них это очень сложно, у них кнопочные телефоны, по которым можно только позвонить родственникам. И это половина всех квитанций, которые люди получают. Не все могут выйти в интернет, доверяют больше бумажным носителям. Почему? Не знают, как сохранить квитанции об оплате. Для них корешок с чеком в руках – важно. Пока у нас старое поколение – ведущее в оплате за ЖКХ, бумажные квитанции отменять не будут.

Вторая история – когда нет интернета. Во многих субъектах в муниципальных образованиях просто отсутствует система оплаты платежей через электронные каналы. Даже ГИС ЖКХ сложно подключить. Об этой проблеме знает Минстрой РФ. Служба единого окна тоже не везде работает. До того как объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, бабушка могла с этой карточкой прийти в Пенсионный фонд, и сотрудники ей могли помочь что-то сделать. Но теперь в службе соцзащиты людей очень много, и сейчас эта ситуация практически доведена до неразберихи. И люди не могут найти поддержку. Поэтому бумажная квитанция будет работать, пока это поколение ответственно платит квартплату.

А сотрудники банка, к которым приходят эти бабушки, разве не видят, что пять лет они платили по одним реквизитам, а тут бац – и квитанция с другими реквизитами?

– Всем все равно! Главное получить платеж и свой процент, и все равно, куда они переведут деньги. Здесь играет огромную роль человеческий фактор. Если задать вопрос кассиру, то она еще что-то ответит. Но в большей степени в банковской системе все равно, кто куда перечисляет платежи.

Насколько велик шанс вернуть свои деньги, если человек, сделав платеж, понял, что заплатил не туда, потому что пришла вторая квитанция уже от действующей управляющей компании?

– Только через заявление в полицию. Но на моей практике, за малозначительностью переводов, до суда это не доходит.

Малозначительность каждого перевода, но если объединять обращения?

– Не объединяют. Для этого люди должны провести собрание и коллективно принести заявление с подачей квитанции. Это редкие случаи, когда весь дом принес квитанции, и мы объединили их в одно розыскное дело. Этим должен кто-то заняться, объединить эти глупооплаченные квитанции, потому что только наша глупость и незнание нормативных документов приводит к таким платежам.

Другая категория историй – когда одна УК не ушла, потому что люди за нее, а вторая половина за другую компанию, и она тоже приходит. Такие дела у нас есть в судах. Но практически годами они не решаются, пока люди все-таки не договорятся, какая УК пришла. Надзорные органы в этом случае самоустраняются – говорят, вы сами принимаете решение. И ГЖИ тоже ничью сторону не занимает. Такое ощущение, что всех людей бросили в какой-то поток лавы. Не показав, не рассказав, в каком направлении плыть.

Бывает, что управляющие компании просто «покупают» людей. Это непонимание, что себе же наступают на горло. История заканчивается каким-то правильным решением, только когда ты приходишь и начинаешь этих людей организовывать. Когда ты знаешь, что надо на это совещание пригласить ГЖИ, главу муниципального образования. Но я в этой системе много лет и, как юрист, понимаю все нюансы. А человек – врач, продавец, сталевар – не понимает ничего в этом кодексе. Его куда поведет активный гражданин, туда он и идет. И не всегда активный гражданин ведет его туда, куда идет закон.

Когда перед нами чисто мошеннический вариант: деньги ушли, банк их перечислил на счет, но у счета есть владелец, у которого есть фамилия, имя, отчество и название организации. Возможно ли вернуть средства через обращение в полицию?

– У тех, кто совершает такие аферные действия, нечего взять как таковое. Даже имущество нельзя арестовать – обычно оно переписано на каких-то родственников. Ну дадут ему условный срок, но деньги-то этим бабушкам не возвращаются. Ни разу на моей практике не было такого решения суда.

Поэтому правильно, что вы выбрали такую тему и предупреждаете людей через средства массовой информации, на что обращать внимание. Вы предостерегаете лучше, чем те надзорные органы, которые должны помогать людям. Журналисты помогают вытаскивать людей из реки с бурным течением и направлять в правильном направлении. Большая часть все же прислушивается к мнению через федеральные СМИ. Поэтому спасибо огромное, что подняли эту тему. Она действительно актуальная, обращений очень много, афер очень много. Наша задача сейчас – застраховать людей от таких ненужных шагов.