Арест российских активов Volkswagen помешал планам концерна продать бизнес

Все активы немецкого автоконцерна Volkswagen в России арестованы. Решение принял Нижегородский суд по иску группы ГАЗ. Последнее время немцы искали покупателя на свои площадки — заводы в Калуге и Нижнем Новгороде. Были слухи об интересе «Авилона», АФК «Система» и китайских концернов. Что теперь будет с этими планами?

Арест российских активов Volkswagen помешал планам концерна продать бизнес
© BFM.RU

В своем иске группа ГАЗ потребовала от Volkswagen возместить более 15 млрд рублей убытков, и в обеспечение этой суммы российские активы немецкого концерна были арестованы. Теперь с площадками нельзя делать ничего — ни изменять состав учредителей, ни проводить регистрацию, ни ликвидировать предприятия. Откуда группа ГАЗ взяла сумму в 15 млрд? В такую сумму она оценила свои убытки за расторжение соглашения о контрактной сборке в Нижнем Новгороде, где собирались модели Skoda — Octavia, Karoq и Kodiaq. Обычно зарубежные автоконцерны уходили из России аккуратно — например, через опцион с правом выкупа, как французы из Renault. Здесь же получилась история не очень красивая. С другой стороны, был бы опцион — не было бы иска вообще, считает партнер МЭФ LEGAL Римма Малинская:

Римма Малинская партнер МЭФ LEGAL «Они сначала заключили соглашение о расторжении договора об оказании услуг или производства, тот договор, который был между Volkswagen и ГАЗ. Заключили его спустя несколько месяцев после февраля-марта. А вот сейчас ГАЗ пошел в суд о признании недействительным вот этого соглашения о расторжении. Volkswagen, по всей видимости, объявил, что работать в России продолжать не будет. Если бы они ушли из России по опциону обратного выкупа, логично предположить, что это вариант, который не предполагает приостановку сотрудничества. То есть, происходит смена собственников компании, и у новых собственников нет никаких препятствий продолжать исполнять обязательства. Скорей всего, можем предположить, что если не было бы соглашения о расторжении, то есть, этого иска, скорее всего, не было. Потому что не тот формат выхода был бы. Но эти обеспечительные меры могут еще быть оспорены. Возможно, их отменят».

На неофициальном уровне были сообщения, что на калужский завод претендовали АФК «Система» вместе с казахстанским Allur, а также автодилер «Авилон», который хотел запустить на предприятие китайцев из ФАВ. «Авилон» в итоге, как писали СМИ, предложил самые выгодные условия и выиграл борьбу. Подпись поставить не успели — вмешался ГАЗ. Теперь все ставится на удручающую паузу, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

— Все зависает в воздухе. Естественно, если наложен арест на имущество компании, то всякие сделки невозможны.

— Есть ли у компании на счету 15 с лишним миллиардов рублей?

— Сильно сомневаюсь. Она, я так понимаю, за год этот содержалась из последних сил, и попыталась продать как угодно. Арест предприятия и замораживание всех сделок — все, и уход компании с потерей силы собственности с неопределенным потом будущим. Претензии ГАЗа, вообще-то, справедливы, но в этой ситуации тупик.

— И даже прийти самому ГАЗу на площадку в Калужскую область тоже смысла нет?

— А что они там будут собирать? На современном сборочном заводе, как правило, оборудование устанавливается, приспособленное под работы по определенным моделям. А китайский завод явно без разрешения правообладателя ничего там делать не будет.

В пресс-службе группы ГАЗ заявили, что ликвидация площадки в Нижнем не планируется, группа хочет обеспечить альтернативную загрузку этих мощностей. Что бы это ни значило. Что именно может предпринять ГАЗ, рассуждает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Это такая предпродажная подготовка по-русски, что называется. Думается, что просто Volkswagen сделали такой большой знак, что надо не только уходить, но и не пытаться искать покупателя, кого-то, а нужно просто все активы в России отдать и, собственно, их практически вот таким образом национализировать. Выбора не очень много, на самом деле, у ГАЗа, он может попробовать строить там коммерческий транспорт, если купит лицензию у китайцев, сами газели, понятно, но и плюс малотоннажный коммерческий транспорт, запрос на который в России очень большой, которого сейчас на рынке нет. Думаю, что вот ГАЗ в эту сторону смотрит».

Можно сказать, что группа ГАЗ со своим иском вклинилась в продажу немецких активов, которая уже наметилась на горизонте. Заводы простаивали много месяцев, платилась аренда и зарплаты, сохранялось подвешенное состояние, которое плодило убытки. Долго так продолжаться не могло. Ситуация с иском, таким образом, стала первым случаем за год на российском авторынке, когда стороны расходятся на негативной волне, а не с надеждой на счастливое воссоединение.

А по данным Союза автостраховщиков, автозапчасти за год подорожали почти на 20%. Это цифры по сравнению с прошлым мартом. Наиболее заметный рост — у запчастей на иномарки. К примеру, средняя стоимость двери багажника от Nissan выросла на 80%, передняя проводка шасси Mitsubishi — почти на 70%, а всего одна фара для Hyundai выросла в цене почти наполовину.