Украинский «Нафтогаз» хочет взыскать с России 5 млрд долларов за счет активов в других странах
«Нафтогаз» Украины подал в суд о взыскании российских активов, находящихся за рубежом, в качестве компенсации за объекты в Крыму, которых компания лишилась в 2014 году. Речь о 5 млрд долларов. Ходатайство о принудительном взыскании активов с РФ подано в окружной суд округа Колумбия, США.
Таким образом «Нафтогаз» планирует добиться реализации решения, вынесенного в апреле Арбитражным трибуналом при Постоянной палате Третейского суда в Гааге. Комментирует политолог Георгий Бовт:
— Иск Украины в нью-йоркский суд был ожидаем, это юрисдикция, где можно судиться в том числе по таким вопросам. Шансы у этого дела для «Нафтогаза», можно сказать, хорошие, они могут выиграть это дело в суде и потом будут изымать ту собственность, которую найдут на 5 млрд долларов, это не так трудно будет найти. Соответственно, потом это будут бодания уже с конкретными странами между российскими владельцами и правительствами этих стран относительно того, правомерно ли в данном случае изъятие или неправомерно, это все-таки будет производиться, я так понимаю, не автоматически, даже в случае победы в суде. Была такая в начале 90-х история с швейцарской фирмой Noga, которая пыталась арестовать российские активы в разных местах, и не всегда у нее это, кстати, получалось успешно. Были успешные случаи, были неуспешные случаи, неуспешных, по-моему, даже было больше. В данном случае нужно смотреть уже после завершения судебного процесса в Америке, как быстро это все «Нафтогазу» удастся сделать. Надо учитывать, конечно, что политические настроения в мире сейчас далеко не те, чтобы люди в 90-х, тогда власти тех же западных стран не смотрели на Россию как на врага. Сейчас, конечно, у врага изымать активы будет политически и по всем другим параметрам проще.
— Приближает ли это изъятия арестованной российской собственности за рубежом?
— Изъятие российской собственности, которая арестована вообще, не в связи с конкретными делами, а в связи с СВО, это отдельный вопрос. Все время Евросоюз говорит, что у него нет пока юридических оснований для того, чтобы эту собственность изъять и использовать на восстановление Украины. Это означает, что сейчас нет, но они над ними работают, а не то, что их нет, и они не будут над ними работать. Они идут по первому варианту, пытаются создать некое законодательство, которое позволит эти активы в конечном счете изъять.
Адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин считает, что у «Нафтогаза» не так много шансов выиграть это дело.
— О шансах пока говорить рано, компания «Нафтогаз» лишь подала заявление о признании и приведении в исполнение на территории Соединенных Штатов Америки арбитражного решения гаагского арбитража. Здесь у Российской Федерации ровно те же самые процессуальные права, что и у «Нафтогаза». Скорее всего, как мне представляется, российская сторона придет в этот суд в обязательном порядке и будет настаивать, чтобы это заявление было отклонено и было отказано в ходатайстве о признании и приведении в исполнение этого арбитражного решения по основаниям наличия у Российской Федерации суверенных иммунитетов в силу американского закона о суверенных иммунитетах 1976 года. Суд уже будет определяться. Но существует хорошая практика по таким делам, что если действительно ответчиком является Россия, то в силу этого закона, если сама Россия не хочет, чтобы это третейское решение, арбитражное решение признавалось и приводилось в исполнение в США, то суд с высокой долей вероятности откажет «Нафтогазу».
— Приближает этот иск изъятие российской собственности за рубежом и ждет ли нас повторение истории с компанией Noga?
— Если взять ту историю с компанией Noga 1998 года, в приговоре с компанией Noga Российская Федерация попросту отказалась от принадлежащих ей суверенных иммунитетов, то есть она не могла защититься в судах именно по основаниям суверенного иммунитета. Здесь в полный рост встает американский закон о суверенных иммунитетах иностранных государств, поэтому если Российская Федерация сама добровольно не признает, то у американского суда не будет оснований отказывать в действии суверенного иммунитета и признать и привести в исполнение арбитражное решение.
Активы «Нафтогаза», о которых идет речь, — это 15 месторождений нефти и газа, 43 газораспределительные станции, 29 судов, четыре плавучие буровые установки, более 1000 километров газопроводов и ряд других объектов.