Что помогает технологическим предпринимателям развивать стартапы?

Что помогает технологическим предпринимателям развивать стартапы?
© Индикатор

Руководители успешных стартапов поделились с редакцией своим опытом и рассказали о ключевых инструментах поддержки, которые помогают им преодолевать сложности и добиваться успеха. Начинающие предприниматели встретились и пообщались с кураторами федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства” на Интерактивной сессии “Правда или ложь: помогут ли инструменты Платформы в развитии твоего проекта?”, которая проходила в рамках Проектно-образовательного интенсива “Архипелаг 2024” на Сахалине.

Погружение в “реальную жизнь” предпринимателя

Альвина Малышева — генеральный директор компании ООО “Конст”, аспирант Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. История ее проекта — “Разработка программно-аппаратного комплекса управления распределенными системами жизнеобеспечения зданий” — началась с победы в конкурсе "Студенческий стартап". Полученный грант позволил ей основать юридическое лицо и принять участие в акселерационной программе в рамках Платформы.

"Благодаря студенческому стартапу многие барьеры в голове куда-то рассеялись, и стало легче в этой жизни плыть, стало легче ориентироваться в пространстве," — признается Альвина Малышева. Для успешного роста её команде потребовалось преодолеть множество бюрократических преград: на начальном этапе приходилось самостоятельно разбираться с регистрацией юридического лица, налоговыми вопросами и отчетностью. “Было трудновато в первое время, потому что у меня с моим инженерным образованием не было таких компетенций”, — говорит она.

Альвина рассказала о взаимодействии бизнеса с университетом и вовлечение преподавателей и научных руководителей в работу над проектом: "Получается, что научный руководитель по проекту — он же мой начальник на работе. И в проекте вроде бы как я главнее него стою, а на работе он надо мной стоит — такие иерархические вещи интересные," — поделилась она. По словам Альвины, коллеги из университета не только консультируют её, но и участвуют в работе над проектом: "Есть модель с чётким подчинением, а есть горизонтальная. Мне кажется, в IT-проектах очень хорошо работает горизонтальная ветвь управления," — сказала она.

По словам предпринимательницы, взаимодействие с университетом позволяет стартапу использовать научные ресурсы и инфраструктуру вуза для разработки и тестирования своих технологий. Университет выступает в роли партнера, предоставляя возможности для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: "Мы с вузом вступаем в договор о НИОКР: я для вуза выступаю как заказчик, а вуз – как исполнитель. Для использования серверных мощностей я с ними заключаю отдельный договор", — пояснила Альвина Малышева. Она уверена, что такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: стартап получает доступ к необходимым ресурсам и инфраструктуре, а университет получает возможность участвовать в реальных проектах, применяя свои научные разработки на практике.

Преодолевая предрассудки

Павел Дольников — представитель “Центра интеграции беспилотной авиации” и один из руководителей стартапа “BURAN — платформа цифровых компетенций в сфере беспилотной авиации”, входящего в Рейтинг “ТОП-1000 университетских стартапов”.

Главная цель проекта его команды — улучшение мелкой моторики рук после инсульта или аварий с помощью высокоточных датчиков и дронов, управляемых специальной перчаткой. “BURAN.Rehab” – технология ручного управления беспилотной авиационной системой (дронами), которая позволяет тренировать мышцы и сохранять вовлечённость пациента в собственный прогресс.

Павел отмечает, что участие в различных акселераторах, организованных университетами, позволило его команде продвинуться от идеи до создания прототипа: “Не являясь медиками, мы пришли в Сеченский университет в акселератор с идеей о реабилитации с использованием технологий беспилотной авиации”, — рассказал он.

Одна из основателей стартапа — Ева Дольникова, человек с ограниченными возможностями здоровья и обладатель красного диплома МГУ — активно продвигала проект, несмотря на предубеждения со стороны некоторых экспертов, которые сомневались, что “не технарь” может успешно руководить технологическим стартапом.

“Большинство стартапов — они на самом деле рождаются не потому, что кто-то где-то увидел проблему. Они рождаются через собственную историю, через собственную боль”, — считает Павел Дольников.

Инструменты “Платформы университетского технологического предпринимательства”, призваны стать новым альтернативным форматом поддержки студенческих технологических инициатив, подчеркнул Олег Чурилов. “Мы надеемся, что Платформа, как федеральный проект, встроится в новую историю про технологическое лидерство наравне с проектом “Взлет — от стартапа до IPO”, — сказал он.

"У каждого из вас есть возможность очень быстро попасть в федеральную повестку через инструменты Платформы", — заверил директор Проектного офиса федпроекта Дмитрий Алексеев.

“Долина жизни” для стартапов

Сергей Ненашев из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) рассказал про свой проект “Бортовая интеллектуальная многосенсорная система оперативного мониторинга земной поверхности”, который победил в конкурсе "Студенческий стартап" и вошёл в Рейтинг “ТОП-1000 университетских стартапов”.

“Мы заняли 17 место среди тысячи. Это позволило нам найти партнеров и провести пилотные испытания", — говорит он.

Важную роль в развитии стартапа, по словам Сергея Ненашева, сыграл университет: именно вуз помогал стартапу в решении юридических вопросов и регистрации интеллектуальной собственности. "Когда студент начинает открывать свой бизнес, перед ним открывается большой неизвестный мир с множеством препятствий. Нам вуз помогал консультациями по юридическим вопросам и регистрации прав на интеллектуальную собственность”, — подчеркнул спикер.

"Вуз всегда поддерживал нас, предоставляя научные консультации и аппаратные средства для тестирования", — добавил он.

Студенты могут развивать свои идеи, используя лаборатории и компетенции в разных областях, от приборостроения до искусственного интеллекта.

"Собственно, наша рекомендация для всех участников — это лучше узнать инфраструктуру своего вуза и возможности, которые он предоставляет в вашем регионе", — подхватила руководитель направления по организации мероприятий “Платформы университетского технологического предпринимательства” Анастасия Кошкина.

Дмитрий Алексеев также затронул важный аспект поддержки стартапов — преодоление "долины смерти" (этот термин используется для описания стадии, на которой стартапы часто испытывают трудности с финансированием и рискуют не дойти до коммерческого успеха). Для решения этой проблемы в рамках реализации федерального проекта созданы университетские венчурные фонды: они помогают стартапам, предоставляя инвестиции и экспертную поддержку, что позволяет им преодолевать критические этапы развития и выходить на рынок.

Заместитель директора по развитию инноваций АНО “Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края” Дмитрий Симон отметил, что в их агентстве выстроена экосистема, включающая патентных поверенных, стартапы, вузы, ссузы и юридические бюро — вся эта система, по его словам, нацелена на помощь начинающим предпринимателям с решением юридических вопросов. “Мы просто идем и договариваемся, то есть у нас всё на расстоянии вытянутой руки”, — сказал он.

Дмитрий Алексеев также подробно рассказал о ключевых инструментах поддержки молодых предпринимателей: предпринимательские точки кипения, тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы, конкурс "Студенческий стартап", а также ряд мер поддержки для стартапов, находящихся на стадии после получения первых вложений, — сеть университетских стартап-студий, пять университетских венчурных фондов, которые поддерживают проекты финансово и предоставляют экспертную помощь, программа возврата средств для частных инвесторов и т.д.

"Наша задача — обеспечить бесшовность проекта, поэтому мы точно на общее благо ещё поработаем”, — заключил Дмитрий Алексеев.