Войти в почту

Современная нефтегазовая отрасль - это высокая автоматизация и максимальная безопасность труда

Человек непосвященный представляет себе будни нефтепромысла картинками из советского фильма "Сибириада": вокруг тайга и медведи, все черно от нефти, мужики в ушанках и верхонках вручную крутят вентили, а живут они, конечно, в вагончиках без удобств. В реальности из этого списка присутствуют только медведи (на случай их выхода на площадку есть даже специальный сигнал тревоги), а еще лисы, лоси, глухари и тайга вокруг. Ну и то, что вахта до сих пор - преимущественно мужская стихия.

Современная нефтегазовая отрасль - это высокая автоматизация и максимальная безопасность труда
© Российская Газета

Во всем остальном картина совершенно иная. Вместо верхонок и ушанок - средства индивидуальной защиты: каски, очки, перчатки, без которых находиться на производственной площадке строжайше запрещено. Вместо тулупов - современная спецодежда. У каждой компании - будь это "Роснефть" или ее подрядчики - форма своя, так что сразу видно, кто где работает.

- Компания "Роснефть" нацелена на применение самых совершенных мировых технологий - в производстве, в охране природы и в системе безопасного труда, - подчеркивает Вадим Цукер, генеральный директор АО "Верхнечонскнефтегаз".

На все огромное месторождение (примерно тысяча скважин, установка подготовки нефти, новое бурение, обустройство площадок и т. п.) работают около трех тысяч человек в вахту, включая персонал подрядных организаций. Уровень автоматизации высочайший.

На смену вагончикам приходят общежития в виде "кэмпов" - мини-городков, которые собираются из модулей и в одном контуре объединяют и спальные комнаты, и столовую, и прачечную. Ими пользуются на отдаленных кустовых участках. Есть даже своя "высотка" - новенькое общежитие в три этажа, которое готовится к сдаче в эксплуатацию. Расположено оно в вахтовом поселке Северо-Даниловского месторождения. На первом этаже разместится здравпункт и технические помещения, вроде прачечных и сушилок, со специальным оборудованием, рассчитанным на чистку промышленной спецодежды. На остальных - комнаты на двух, трех и четырех человек. Большинство - с собственными санузлами, а также общие санузлы и душевые будут на этаже.

Новые общежития строятся и в вахтовом поселке Верхнечонск, или, как называют его сами нефтяники по номеру первой скважины месторождения (которая, кстати, до сих пор дает приток нефти), - Р 111. Это "столица" Верхнечонского НГКМ. Здесь живет большая часть сотрудников ВЧНГ, работающих вахтой на объектах месторождения, и компаний-подрядчиков - от буровых сервисов до обеспечивающих бытовое обслуживание. Работает столовая, пожарное депо, медицинский центр - со своим реанимобилем, изолятором для заболевших, процедурным кабинетом и оборудованной палатой интенсивной терапии, отсюда врачи с помощью телемедицины могут проконсультироваться с коллегами из Иркутска, Томска и Москвы.

Есть здесь и спортивно-оздоровительный комплекс, где можно играть в волейбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, прийти в тренажерный зал. А по праздникам спортзал превращается в концертный - устанавливается сцена, свет, звук, приезжают артисты. Вахтовики до сих пор вспоминают световое шоу, шаропад, соревнования по кросс-фиту и другие праздничные мероприятия.

Работает в поселке банно-прачечный комбинат - здесь стирают постельное белье со всех общежитий. Убирают в них, кстати, горничные, и работникам не надо тратить время на бытовые вопросы. Сюда можно прийти, подогнать по фигуре спецовку - и это не каприз, а вопрос безопасности: в ладно сидящей одежде меньше шансов споткнуться, зацепиться и получить травму. А в прошлом году открылась парикмахерская - типаж обросшего вахтовика тоже остался в прошлом.

В поселке чистота и порядок, сотрудники своими силами разбили сквер, высаживают деревья - елки, кедры, малину. А в этом году привезли саженцы сирени - надеются, что они приживутся в суровом климате. За посадками тщательно ухаживают - укрывают на зиму, чтобы не прихватило морозом, не поломало снегом.

Возле поселка разбили сквер с декоративными фонариками, дорожками, скамейками и скульптурами. Композиция в виде бабра с горящими глазами, первая нефть, увековеченная в камне, стела, посвященная добыче стомиллионной тонны черного золота, - все это творения местных умельцев.

Везде телевизоры со спутниковыми антеннами, сотовая связь и выход в интернет. Тепло и горячая вода подаются без перебоев. Ими поселок обеспечивает собственная котельная и станция водоподготовки. Воду берут из местной речушки. А бытовые стоки отправляются на местную же КНС, где они фильтруются, проходят очистку биологически активными бактериями, обеззараживание, после чего вода отправляется в систему поддержания пластового давления. Иными словами, закачивается в недра. За сутки установка очищает около 450 кубов воды. Твердый же остаток, как и бытовые отходы, отправляют на полигон и сжигают в специальной печи. Никаких выбросов и сбросов в окружающую среду.

Кстати, и мусоросжигательная печь, и котельная, и печи подогрева нефти, и две электростанции, обеспечивающие потребность в энергии всех объектов месторождения - от установки подготовки нефти до буровых, от чайника на кухне до фонарей на улицах, - работают на попутном газе. Это обеспечивает автономность всего месторождения, помогает экономить дизельное топливо и минимизировать выбросы в окружающую среду.

В общей сложности примерно четверть добываемого с нефтью газа ВЧНГ использует для электро- и теплогенерации. Остальное закачивает в пласт, в так называемое природное газохранилище - карбонатные породы Осинского геологического горизонта. При условии перспективы развития газотранспортной инфраструктуры на Севере закачанный газ можно будет вновь извлекать и отправлять в магистральные трубопроводы.