СП: каждую вторую госзакупку по итогам 2023 года признали несостоявшейся
МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Каждая вторая госзакупка по итогам 2023 года была признана несостоявшейся, говорится в исследовании Счетной палаты. В целом за последние годы показатели объема и количества несостоявшихся госзакупок находились на стабильно высоком уровне.
"Государственные закупки - важнейший индикатор, характеризующий состояние государственной контрактной системы. В последние годы показатели объема и количества несостоявшихся госзакупок находились на стабильно высоком уровне. По итогам 2023 года несостоявшейся была признана каждая вторая конкурентная закупка", - отмечается в исследовании.
Так, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок в период с 2017 по 2023 год, доля несостоявшихся извещений выросла на 14,2% по количеству и на 17,7% по объему. По итогам 2023 года признаны несостоявшимися порядка 60% закупок от общего объема опубликованных извещений. При этом в большинстве случаев (порядка 94%) высокая доля несостоявшихся закупок вызвана либо отсутствием участников закупок, либо участием единственной заявки при определении поставщика. Счетная палата отметила, что указанные причины могут объясняться в отдельных случаях территориальной удаленностью участников закупки, а также спецификой закупаемых товаров, работ и услуг, а также условиями их поставки.
Однако, к наиболее конкурентным отраслевым направлениям в госзакупках, где доля несостоявшихся закупок не выше 40%, можно отнести закупки продуктов питания, услуг образования, услуг в области проектирования и сертификации, а также услуг уборки и охраны. При этом, наибольшая доля несостоявшихся закупок приходится на сделки с недвижимым имуществом.
Исследование также показало, что в контрактной системе сложились отдельные практики организации закупок, которые могут влиять на количество потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсе. К ним в том числе относятся: укрупнение лотов, централизация закупок, некорректное определение начальной (максимальной) цены контракта и его технического задания.
Кроме того, эксперты выявили зависимость доли несостоявшихся закупок от ключевой ставки Банка России. Так, более высокая ключевая ставка приводит к большей банковской комиссии за выдачу соответствующей гарантии, что в свою очередь увеличивает финансовую нагрузку на участников закупок. Это в свою очередь приводит к снижению активности потенциальных поставщиков и, как следствие, к повышению доли несостоявшихся закупок.
Счетная палата отметила, что одним из наиболее перспективных инструментов увеличения конкуренции в госзакупках становится стандартизация, представляющая собой систему унифицированных, типизированных требований и нормативов, направленных на достижение упорядоченности закупочных процедур.