В России стартовал первый этап обязательной маркировки рыбных консервов

МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Первый этап обязательной маркировки рыбной консервированной продукции начался в России. Соответствующее постановление правительства было опубликовано на официальном портале правовой информации.

Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки "Честный знак") Реваз Юсупов сообщил, что в системе зарегистрировано 135 компаний - производителей рыбных консервов. На полки магазинов поступило уже больше 5,1 млн единиц продукции со специальным кодом, добавил он.

"Чтобы помочь производителям подготовиться к маркировке, мы ввели дополнительную меру поддержки - компенсацию половины стоимости необходимого оборудования. На это по итогам обращений малого и среднего бизнеса было направлено около 10 миллионов рублей. Ожидаем, что в ближайшее время маркировка поможет обелить рынок, как это уже случилось с икрой, где за семь месяцев работы системы из тени выведено 71 производство, о которых раньше государство не знало", - рассказал Юсупов.

В ЦРПТ добавили, что в шестерку регионов - лидеров по количеству промаркированных рыбных консервов вошли Приморский край, Рязанская, Калининградская, Московская области, Санкт-Петербург и Владимирская область.

"Благодаря нововведению мы ожидаем улучшение условий конкуренции для добросовестных производителей. Контролирующие органы смогут отслеживать все этапы движения рыбной продукции от вылова до прилавка. Это позволит оперативно выявлять нарушения, такие как подмена дорогой рыбы в консервах более дешевой. Важно, что маркировка не отразится на конечной цене, при этом потребитель будет уверен в качестве приобретаемых товаров", - заявил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, чьи слова приводят в ЦРПТ.

Причиной ввода обязательной маркировки на рынке консервов стал большой процент нелегального оборота продукции. По данным НИФИ Минфина и ВШЭ, доля незаконного оборота на рынке консервов составляет от 7% до 40% в зависимости от продукта.

Реакция бизнеса

Представители бизнеса сообщили ЦРПТ, что они придают огромное значение качеству производимых товаров и заранее организовали процесс выполнения новых требований. "Внедрение маркировки прошло успешно, более того, процесс упростила программа поддержки, которую нам предоставил оператор", - рассказал менеджер проектов технического перевооружения компании "Мурман сифуд" Дмитрий Викторов.

По словам и.о. заместителя начальника рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина Натальи Резниковой, в начале внедрения маркировки возникали трудности и недопонимания, но благодаря сотрудникам и руководящему составу "Честного знака" предприятие смогло заранее подготовиться к вводу обязательной маркировки.

Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров добавили, что за девять месяцев 2024 года производство рыбных консервов в России превысило 140,8 тыс. тонн - на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший прирост в процентном отношении - 74% - продемонстрировала категория "консервы из ракообразных, моллюсков и прочих морепродуктов". Выпуск составил около 5,1 тыс. тонн. На 27%, до 46,2 тыс. тонн, выросло производство консервов в томатном соусе.

Генеральный директор ГК "Каллисто" (разработчик и интегратор решений для маркировки) Павел Булгаков отметил, что "современные технологии маркировки позволяют обеспечить прослеживаемость продукции в любых условиях производства - от крупных береговых заводов до плавбаз в открытом море, гарантируя безопасность консервированной продукции для потребителей".

О маркировке

В России маркируются 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов. Сегодня маркировка охватывает более 19,5% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению "Честного знака" доля нелегальных товаров в табачной отрасли сократилась на четверть, на рынке воды - на треть: маркировка выявила 552 производителя, которые ранее не отчитывались в органы власти. Количество просроченных лекарств сократилось в три раза, а фальсификат молока уменьшился с 30% до 0,2%. Фискальный эффект для бюджета страны оценивается в 791 млрд рублей.