Вьетнамско-российский банк объявил о появлении нового акционера
Вьетнамско-российский совместный банк (ВРБ), которым владеют в равных долях группа ВТБ и Bank for Investment and Development of Vietnam (BIDV), объявил о появлении нового акционера — вьетнамского телекоммуникационного конгломерата NGS. До сих пор ВРБ принадлежал двум участникам, каждый из которых имел по 50% долей в уставном капитале. По итогам изменений, доли ВТБ и BIDV сократились до 49,5%, а на долю NGS приходится 1%, следует из уточнения банка. Телеком-оператор внес в капитал ВРБ $1,7 млн и, таким образом, у банка нет контролирующего акционера, либо владельца, чья доля оставляла бы 50%.
В пресс-службе ВТБ оставили запрос Frank Media без ответа.
В 2019 году газета «Коммерсантъ» писала , что группа ВТБ намерена выйти на рынок розничного кредитования во Вьетнаме через ВРБ. «ВРБ существует более десяти лет, но до сих пор находился «в спящем состоянии», занимаясь лишь кредитованием российских компаний в разовых сделках», говорили тогда собеседники издания. Однако с началом санкционного кризиса банк сконцентрировался на расчетном бизнесе, писало агентство ТАСС. Председатель совета участников ВРБ Сергей Чумаковский говорил изданию, что банк не оперирует в международной системе SWIFT, у него есть своя собственная инфраструктура, которая позволяет безопасно проводить прямые расчеты по корреспондентским счетам между Россией и Вьетнамом без участия банков третьих стран и внешних платежных систем.
«Банк осуществляет платежи в национальных валютах — рубль и донг, выполняя поручение правительств наших стран по переводу межгосударственных расчетов в нацвалюты. Ежемесячный объем этих платежей уже весьма существенный и за последний период мы видим заметный рост количества компаний и предприятий как в России, так и во Вьетнаме, которые заинтересованы в [такой] услуге [расчетов в нацвалютах]», — сказал Чумаковский.
ВРБ был создан в 2006 году во Вьетнаме группой ВТБ и Банком инвестиций и развития Вьетнама. Предполагалось, что банк будет работать на благо двусторонних отношений. В 2009 году у ВРБ появилась и российская «дочка» с офисом в Москве, однако российский бизнес ВРБ продлился недолго. В 2013 году из капитала «дочки» вышли вьетнамские собственники, а в 2015 году – и структуры ВТБ, передав банк в частные руки, писал журнал Forbes. По данным СПАРК, банк до лета 2022 года находится под контролем 12 владельцев-физлиц и одного юрлица — ООО «Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов» (ООО «ЦИПСИР»). А в июне 2022 года Центробанк отозвал у него лицензию.