На модернизацию контактной сети Latvijas Dzelzcels не хватает финансирования

По его словам, электрификация железных дорог в Латвии проводилась в 1950–1970-х годах, а средний срок эксплуатации опор и элементов контактной сети составляет около 30–40 лет. В настоящее время около 90% контактной сети превышает срок службы.

При этом начаты работы по модернизации отдельных участков. В частности, на линии Елгавы планируется обновить 100 км путей до 2026 года с использованием средств предыдущего периода Евросоюза (ЕС) из Фонда когезии. Еще 100 км, включая 18 км новой сети, будут реализованы при софинансировании из Фонда восстановления и устойчивости, а 130 км – при поддержке Фонда когезии в период с 2021 по 2027 год.

Таким образом, в следующем многолетнем финансовом периоде ЕС останется модернизировать еще 188 км электрифицированных путей.

«К сожалению, в настоящее время не хватает около 40% необходимого финансирования для полной реконструкции всей контактной сети в объеме 500 км. Изначально на эти работы было предусмотрено 267 млн евро из Фонда когезии, но в результате перераспределения средств на другие приоритеты отрасли LDz сможет использовать доступные ресурсы только для срочной модернизации инфраструктуры на наиболее загруженных участках – Слока – Тукумс II, Торнякалнс – Иманта и от Центрального вокзала Риги до Огре», – пояснил А. Гринбергс.

Ранее сообщалось, что в марте этого года LDz предупредил Минсообщения, что в случае отсутствия полной реконструкции контактной сети в течение 5–10 лет движение электропоездов может быть остановлено по соображениям безопасности. Доклад подписали должностные лица LDz и Государственной железнодорожной технической инспекции. Поводом стал план перераспределения средств ЕС на проект соединения Rail Baltica с аэропортом.

Ремонт пантографов новых электропоездов производства чешской компании Škoda Vagonka уже обошелся почти в €100 тыс. В четырех случаях причиной повреждений стал технический износ контактной сети.

LETA также неоднократно сообщала, что из-за повреждений контактной сети задерживаются и отменяются железнодорожные рейсы.

По предварительным данным, оборот концерна LDz в прошлом году составил €233,738 млн – на 11,3% меньше, чем в 2023 году, при этом убытки увеличились в 2,4 раза – до €7,794 млн.