Дания отказывается от продуктов Microsoft
Переход будет поэтапным. С июня по август половина сотрудников Министерства цифровизации перейдёт на LibreOffice и Linux, а оставшиеся — с сентября по ноябрь. Завершение полной миграции намечено на конец 2025 года. Аналогичные решения приняли крупнейшие города страны — Копенгаген и Орхус.
Формально переход объясняется тремя причинами: экономикой, политикой и технологической независимостью. Первая причина — рост расходов. В 2018 году датские муниципалитеты потратили 313 млн крон на лицензии Microsoft. В 2023 году эта сумма уже составила 538 млн. Рост на 72 % стал очевидным поводом для анализа ситуации. При этом правительство подчёркивает, что дополнительные функции, за которые приходится платить, не всегда приносят реальную пользу — особенно в контексте работы с населением.
Почему наша ИТ-сфера построена на страданиях?
Вторая причина — зависимость от поставщика. Так называемый vendor lock-in, или привязка к поставщику, стала системной проблемой. Когда организация становится технологически зависимой от одного вендора, она теряет возможность выбирать, а значит — теряет и контроль над стоимостью, условиями и доступом к данным. В Дании эту ситуацию считают большой проболемой.
И, наконец, третья причина — цифровой суверенитет. Правительство подчёркивает, что это не попытка «закрыться» от мира или вести цифровой национализм. Речь идёт о балансе. Страна желает сотрудничать с международными компаниями, не теряя при этом возможности действовать свободно и самостоятельно.
Серьёзную тревогу властей страны вызвали и геополитические заявления. Например, высказывания бывшего президента США о возможности получения контроля над Гренландией стали дополнительной причиной для отказа от продуктов из США. В условиях, когда ключевые каналы коммуникации, рабочие документы и данные зависят от решений нескольких иностранных компаний, это уже не технический, а политический вопрос.
Власти Дании не ограничились заявлениями. Правительство выделило средства на исследование влияния vendor lock-in и создание экспертной группы по работе с открытым кодом. Участники этой группы считают, что цифровая инфраструктура должна регулироваться так же строго, как транспорт или энергетика. Сегодня же государство фактически бесконтрольно передало цифровое управление частным корпорациям.
Представители муниципалитетов заявляют, что несмотря на то, что продукты Microsoft действительно развиваются, эти улучшения не всегда применимы в реальных задачах, например, для обслуживания граждан. Более того, за последние годы цены на лицензии выросли на 40 %, а в некоторых регионах ИТ-расходы достигли такого уровня, что было принято решение сократить штат — например, весной 2023 года в столичном регионе уволили 150 сотрудников.
Российская модель импортозамещения во многом перекликается с действиями Дании, но есть и отличия: в Дании активно используются не просто отечественные решения, а глобальные open source‑инструменты, признанные и проверенные во всём мире.
Импортозамещение ПО: мыши плакали, но продолжали есть
В то время, когда российские органы власти говорят об отказе от западных решений, практика их применения часто остаётся точечной. Если Россия действительно хочет добиться технологической независимости, нам придётся:
не просто внедрять альтернативы, но и обучать персонал; создавать и поддерживать экосистемы вокруг отечественных продуктов; отказываться от монополий не формально, а структурно, в том числе через изменение форматов хранения данных, как это сделала Дания, перейдя на открытый ODF.
Если российские компании смогут предложить зрелые, совместимые и доступные open source‑решения — с хорошей поддержкой и локализацией, — они смогут не только обеспечить внутренний спрос, но и выйти на экспортные рынки. В условиях, когда Европа тоже ищет пути к цифровой независимости, российские решения могут оказаться привлекательными и для нее.
Но без государственного заказа, устойчивого финансирования и подготовки специалистов это окно быстро закроется. Все же цифровая независимость — это не лозунг, а работа, требующая дисциплины, понимания и вложений.