Цифровые подписи внедряют во все сферы жизни и бизнес
Развитие информационных технологий в России охватывает и сферу документооборота. Все чаще взаимодействие между государством, бизнесом и гражданами происходит в цифровом виде с использованием электронной подписи.
Такую возможность предоставляет запущенное государством приложение "Госключ". На данный момент это приложение активировалось почти 24 миллиона раз, рассказал на одной из сессий ЦИПР-2025 заместитель начальника управления ФГБУ ЦЭКИ Роман Клин. Новый инструмент представляет собой быструю и безопасную альтернативу бумажным подписям, и эту технологию активно внедряют в операциях с недвижимостью и в кадровом документообороте.
В ходе дискуссии Роман Клин отметил, что в проекте внедрения "Госключа" в различные сервисы уже участвуют более 1,5 тысячи компаний. Изначально приложение предназначалось для подписания заявлений на Госуслугах, сейчас же через него доступно более 500 различных сервисов. Получение сертификата и подписание документов осуществляется бесплатно как для физических лиц, так и для компаний, подключивших сервис к своим бизнес-процессам.
Особенно ярко растет число кейсов в образовании: в Новосибирской области уже реализована возможность заключения договоров с детскими садами полностью онлайн. Владельцы частных домов теперь могут подписывать договоры на подключение к инженерным сетям - газу, воде, электричеству - прямо в приложении.
В ближайшем будущем планируется создание настольной версии приложения. Она будет работать по тем же принципам, что и мобильная: с возможностью получения сертификатов, биометрической идентификации и подписания документов. Через нее можно будет работать как с инфраструктурой электронного правительства, так и с локальными системами - например, направлять документы на подпись из внутренних систем компаний. Релиз настольной версии ожидается уже в следующем году.
Директор по развитию бизнеса компании "Метр квадратный" Юлия Рыкунова рассказала, что в сфере недвижимости есть четыре ключевых группы: застройщики, риелторы, банки и государство. Каждая из них решает свою задачу - от строительства и продаж до финансирования и регулирования. Одним из ключевых направлений в развитии цифровых решений на этом рынке стала интеграция с государственной финансовой платформой. Как объяснила Юлия Рыкунова, платформа позволяет использовать цифровой профиль гражданина, это избавляет клиента от необходимости вручную заполнять десятки полей. Вместо этого пользователь просто дает согласие на получение данных из "Госуслуг", и остальное происходит автоматически.
Еще одним новшеством можно считать сервис электронной регистрации, который используется для передачи прав собственности или вступления в договоры долевого участия. Электронная подпись стала неотъемлемой частью этих процессов: только на платформе компании уже проведено более 75 тысяч операций с использованием "Госключа" - за два года доля таких сделок выросла до 28 процентов от общего числа.
Региональная картина также меняется. Хотя Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют в использовании нового инструмента, регионы начали активно их догонять. Юлия Рыкунова подчеркнула, что в числе активных пользователей - не только молодая аудитория. Значимую часть составляют люди в возрасте 55-65 лет, что, по ее словам, связано с высокой платежеспособностью и растущим доверием к цифровым сервисам в этом поколении россиян.
Электронную подпись уже используют в операциях с недвижимостью и в кадровом документообороте
Цифровыми технологиями активно пользуются и банки. Например, для дистанционного погашения закладной не нужно приглашать клиента, все можно сделать онлайн. Важной законодательной новацией стало и то, что с марта 2025 года юрлица обязаны регистрировать сделки с недвижимостью онлайн, а бумажные документы будут возвращаться отправителю без рассмотрения.
Еще один выступающий - директор департамента HRM-технологий и аналитики "Ростелекома" Никита Черкасенко, - поделился, что его компания реализовала кадровые процессы полностью в электронном виде, без необходимости очного взаимодействия с кандидатом.
Вскоре планируется создание настольной версии приложения, которая будет работать по тем же принципам, что и мобильная
Обычный процесс трудоустройства, напомнил он, включает множество рутинных этапов: сбор документов, идентификацию личности, перенос данных в информационную систему, составление проекта договора. При традиционном подходе это требует ручной работы кадровиков, сканирования и сверки бумажных копий. Но благодаря интеграции с государственной системой идентификации (ЕСИА - Прим. ред.) и цифровым профилем гражданина, теперь все это выполняется автоматически.
Данные подгружаются напрямую из официальных источников, проект трудового договора формируется в цифровом виде и направляется кандидату через личный кабинет на "Госуслугах". Подписание происходит с использованием ключа, что избавляет от необходимости приходить в офис.
Особенность взаимодействия с физлицами, отметил Никита Черкасенко, в том, что многие кандидаты настороженно относятся к электронным подписям и цифровым сервисам. Поэтому важно подчеркивать, что речь идет о государственных решениях - тех же самых "Госуслугах", к которым у населения уже сформировалось доверие. С практической точки зрения, человеку достаточно иметь подтвержденную учетную запись, и тогда все процессы - от подачи документов до подписания договора - доступны в мобильном приложении.
Работодателю такая цифровизация дает очевидные плюсы: сокращение затрат, уменьшение ошибок, экономию времени и ресурсов, так как вся информация собирается централизованно.
Важно и то, что электронные решения стали значительно доступнее. По сравнению с затратами на выпуск квалифицированных подписей через коммерческие удостоверяющие центры, использование ключа от государства обходится гораздо дешевле. Это делает массовое внедрение кадрового электронного документооборота более реалистичным и устойчивым.
Никита Черкасенко подчеркнул, что сотрудники тоже получают выгоды. Возможность работать удаленно, подписывать документы онлайн, получать отпуск, технику, и даже увольняться - все это стало проще. Электронные документы хранятся в личном кабинете на "Госуслугах", откуда их всегда можно скачать. И, в отличие от бумажных копий, изменить такие документы постфактум невозможно - это дополнительная гарантия для работников.
