Позор и любовь: горячее собрание акционеров Nissan

Жесткая критика руководства, обвинения в бездействии и страх перед закрытием заводов — как прошло годовое собрание акционеров Nissan. Годовое собрание акционеров Nissan, прошедшее в штаб-квартире компании в Иокогаме, выдалось на редкость напряжённым. Его посетили 1071 человек — больше, чем в прошлом году, а продолжительность превысила три часа. На повестке дня — переизбрание восьми директоров, в том числе председателя совета директоров Ясу Сибуи и главы компенсационного комитета Кейко Ихары, а также обсуждение хода реформ под началом нового президента Ивана Эспиносы, вступившего в должность только в апреле. Несмотря на формальное одобрение всех пунктов, атмосфера в зале была далека от благожелательной. Из 16 акционеров, отобранных по жребию для вопросов, многие поднимали болезненные темы — от слабой динамики модельного ряда до массовых сокращений и возможного закрытия завода в Опане. Особое негодование вызвало переизбрание внешних директоров, работавших в период ухудшения показателей — некоторые голоса из зала откровенно обвиняли их в провале корпоративного управления. Закрытые заводы — исчезнувшие города Особую тревогу вызвали сообщения о возможной реструктуризации и закрытии предприятий. Один из акционеров с тревогой напомнил, как ранее с закрытием завода в Мураяме фактически исчез целый город, и выразил опасения, что подобная участь может постигнуть и Опану, если завод там действительно будет закрыт. Это стало символом более широкой проблемы: Nissan в рамках программы восстановления рассматривает радикальные меры по сокращению издержек, что, впрочем, вызывает открытое сопротивление не только профсоюзов, но и тех самых инвесторов, кто годами хранил верность бренду. Миллионы — менеджменту, убытки — компании Одним из главных предметов возмущения стали высокие вознаграждения топ-менеджерам на фоне ухудшающихся финансовых результатов. Как отмечают японские СМИ, у акционеров накопились вопросы: как можно оправдать миллионные бонусы при том, что в первом квартале 2025 года Nissan ожидает операционный убыток в 200 миллиардов иен — при том, что год назад компания показывала прибыль почти в 10 миллиардов? Газета Tokyo Shimbun приводит реплику одного из акционеров, назвавшего собрание «фарсом», ведь все предложения компании были приняты, несмотря на бурную критику. Надежда на спасение: любовь к Nissan ещё жива Тем не менее, за бурей эмоций проступает и другое — настойчивое желание старшего поколения владельцев акций, которые когда-то водили Bluebird и Skyline, видеть компанию возрождённой. Многим из них чужд стиль управления через сокращения и цифровые отчёты: они хотят видеть новые автомобили, настоящие инновации и сильный бренд, а не пресс-релизы о планах реструктуризации.