«Рексофт» проанализировал окупаемость цифровых проектов в сырьевых отраслях
Исследование «Рексофт» базируется на анализе более 330 реальных кейсов внедрения цифровых продуктов в двух важных отраслях промышленности – нефтяной и горно-металлургической. Его итог – «карта» цифровых технологий, инвестиции в которые в текущей реальности наиболее рациональны, а сами проекты показали наилучшую окупаемость.
Российский рынок цифровых решений в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях по итогам 2024 года составил менее 3% от глобальных показателей, которые оцениваются в $30 млрд. В отечественной нефтяной отрасли, по подсчетам экспертов, к 20235 году суммарный эффект от цифровой трансформации превысит 700 млрд рублей в год. В горно-металлургическом комплексе примерно 30% компаний получают эффект от цифровой трансформации в виде 3% прибыли до уплаты налогов и процентов по кредитам (EBITDA).
Сопоставив ситуацию с аналогичными по масштабам зарубежными кейсами, авторы исследования пришли к показательным выводам.
У отечественных нефтяных компаний срок окупаемости инвестиций примерно в 1,2 раза дольше, чем у зарубежных. Ключевые факторы здесь - удаленность месторождений и необходимость инвестиций в собственные цифровые разработки, которые неизбежно вырастут, когда потенциал «простых» решений будет исчерпан.
Промышленность делает ставку на зрелые ИТ-решения и здравый смысл
У горно-металлургических предприятий сроки окупаемости инвестиций намного ниже, чем у зарубежных конкурентов. И здесь дело в этапах «цифрового взросления»: если западные коллеги по отрасли оставили этап краткосрочных инвестиций в цифру позади, и сейчас акцентируются на комплексных проектах по автоматизации и цифровизации производства со сроками окупаемости от 4-х лет, то выбор игроков российского рынка - локальные краткосрочные ИТ-проекты, которые окупаются уже через год. Но, как подсчитали в «Рексофт», за период 10-ти лет комплексный кейс способен обеспечить экономический эффект, который в абсолютном выражении более чем в 20 раз превысит аналогичный показатель кейса «точечной» цифровизации.
Ставка на стратегические инвестиционные проекты в цифровую трансформацию - будущее отрасли. Но высокая ключевая ставка, ограниченность ресурсов, как и завышенные ожидания топ-менеджмента от цифровизации – реальность, которая последние два года заставляет промышленные предприятия акцентироваться на краткосрочных ИТ-проектах.
Карта эффективных ИТ-технологий
Карта, составленная по итогам исследования «Рексофт», собрала технологии с коротким сроком окупаемости. В исследовании приведены аналитические выкладки по ряду наиболее востребованных сегодня цифровых технологий и перспективам их применения в нефтянке и горной металлургии.
Искусственный интеллект
Цифровые помощники, предиктивная аналитика, компьютерное зрение – при корректном внедрении окупаются очень быстро. Важные факторы – наличие отечественных решений, а также бурный рост ИИ-рынка именно в нефтяной (по прогнозам, на 83% к 2030 году) и в горно-металлургической (примерно в 4 раза) отраслях промышленности. Технология наиболее востребована в анализе истории дефектов, отказов и выявлении аномалий. Генеративный ИИ пока остается на ролях вспомогательного инструмента в обеспечивающих функциях (подготовке протоколов встреч, аудите процессов технического обслуживания и ремонтов), и непосредственно на производстве не востребован.
Промышленная робототехника
Эффективно задействовать промышленных роботов в описываемых отраслях сегодня затруднительно. Срок окупаемости инвестиций в роботов не низок - от 1 года до 3 лет и выше. К тому же на отечественном рынке промышленные роботы в серьезном дефиците. Планы Минпромторга по восьмикратному росту использования промышленных роботов до 2030 года реальны, если только роботы будут недорогими и удобными на практике.
Промышленный интернет вещей (IIoT)
Серьезное препятствие, сдерживающее развитие отечественного сегмента IIoT - зависимость от иностранных компонентов (оборудования, датчиков и т.п.). Основным движителем сегмента пока остается оптимизация расходов компаний. Объем этого сегмента по итогам 2024 года составил около 7 млрд рублей в обеих отраслях, в ближайшие 5 лет будет расти на 15% в год.
3D-печать
3D-печать активно используется для изготовления практически любых деталей, которые можно напечатать: форсунок, дроссельных клапанов, щупов, защитных кожухов и т.п. Несмотря на то, что срок эксплуатации таких деталей в несколько раз ниже, чем у оригинальных, а некоторые из них требуют сертификации, возможность 3D-печати снижает зависимость от поставщиков, в том числе иностранных. Срок окупаемости 3D-принтеров - менее года.
Автоматизация процессов
Корпоративная ERP-система, ЭДО, CRM. Наличие таких систем давно уже стало «must have» для крупного и среднего бизнеса. Их перевнедрение имеет достаточно длительный срок окупаемости.
RPA. Окупаемость программных роботов в обеспечивающих функциях достигает нескольких месяцев. Технология в отраслях востребована.
MES-системы. Анализ кейсов показал быструю окупаемость инвестиций в первичную диспетчеризацию – менее года. Но повторные внедрения, например, в процессе импортозамещения, окупаются гораздо дольше.
АСУ ТП. Несмотря на то, что сегодня идет активная разработка отечественных аналогов, на практике предприятия предпочитают поддерживать работу уже имеющихся систем своими силами. Замена АСУ ТП будет проходить вместе с промышленным перевооружением.
Промышленные БПЛА
Этой технологии в исследовании отведено особое место. Дроны видятся весьма эффективными для использования в геологоразведке, для оптимизации текущей производственной деятельности, охраны труда и промышленной безопасности, мониторинга экологического состояния объектов и даже на объектах подземной добычи. К 2030 году в рассматриваемых отраслях они будут занимать, суммарно, порядка 35-45% (или около 80 тыс. шт.) от общего числа дронов гражданского назначения. Но ожидать их активного использования стоит лишь после того, как внешняя обстановка нормализуется, а ограничения на использование дронов будут сняты.