Опубликован законопроект о мерах по досудебному предупреждению банкротства

Его цель — помочь компаниям не прекращать работу и дать им шанс восстановиться, особенно в условиях внешнего давления на экономику, говорится в пояснительной записке. Авторы отмечают, что сейчас ликвидируют слишком много предприятий, кредиторы же получают лишь около 8 процентов от своих требований. При этом реабилитационные процедуры применяются крайне редко — менее одном проценте случаев. Законопроект предлагает ввести механизм досудебного урегулирования долгов. Сейчас в российском законодательстве нет четких правил для таких процедур, хотя за рубежом они давно используются, отмечают авторы инициативы. Предполагается, что, когда у организации возникают признаки временных финансовых трудностей, ее руководитель обязан в течение месяца подготовить предложения по предотвращению банкротства. Это может быть досудебная санация или иные реабилитационные меры. Данные предложения нужно обсудить с кредиторами и другими заинтересованными сторонами. Кредиторы, получившие уведомление о рисках неплатежеспособности, не могут отказаться от участия в переговорах о реструктуризации долгов или проведении санации. Для помощи в этих переговорах может привлекаться арбитражный управляющий в роли посредника. Санацию может инициировать собственник имущества унитарного предприятия или учредители (участники, акционеры) компании. Основанием служит реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия за счет финансовой помощи от собственника или других лиц. Решение о введении санации принимается не чаще одного раза в 3 года и подлежит внесению в Единый государственный реестр юридических лиц в течение 5 рабочих дней. Санация вводится на срок до 18 месяцев и может быть продлена по решению собрания кредиторов еще на 6 месяцев. В этот период подача заявлений о банкротстве приостанавливается: арбитражный суд возвращает все заявления, поданные после начала санации или нерассмотренные до нее. Также приостанавливается исполнительное производство по долгам, возникшим до санации, и запрещается обращение взыскания на заложенное имущество. Крупные и сделки с заинтересованностью проводятся только с согласия собрания кредиторов. Для проведения санации назначается санатор — им может быть только аккредитованный арбитражный управляющий. Он должен разработать план санации, в котором указываются сроки, конкретные меры по восстановлению платежеспособности, условия их реализации, данные о санаторе и распределение полномочий между ним и собственниками компании. Собрание кредиторов утверждает план. Собрание кредиторов может одобрить план и кандидатуру санатора, потребовать доработки или прекращения всей процедуры. Утвержденный план может быть изменен или признан недействительным в суде при нарушении прав кредиторов. В ходе санации ведется реестр требований кредиторов. Санатор включает в него все обоснованные требования, известные на дату введения процедуры, и публикует сведения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Государственная поддержка, включая отсрочку налогов и сборов, помощь в промышленности или для малого бизнеса, предоставляется в первую очередь компаниям, проходящим санацию. Она завершается, когда план полностью выполнен и собрание кредиторов утверждает отчет санатора. Если план не выполнен или кредиторы не одобряют отчет, процедура прекращается. Есть и другие изменения.