4 тренда в PR-индустрии, которые изменили медиасферу

Если раньше клиенты PR-агентств чаще формулировали желания абстрактно: «Быть популярным, чтобы обо мне говорили миллионы», — то сегодня прослеживается тенденция к максимально конкретным и измеримым запросам. Бизнес хочет видеть четкие результаты: заполнение поисковой выдачи, работу с репутационными рисками через публичные заявления или грамотное освещение уже достигнутых успехов. Такая конкретика позволяет PR-специалистам выстраивать точечные и эффективные стратегии коммуникации.
Тренд 1. PR 360: быстро, комплексно и с гарантией результата
Сегодня клиенту недостаточно получить разовую услугу, будь то написание экспертной статьи, организация инфоповода или размещение отзыва. Возникает потребность в комплексном решении, когда агентство или специалист выступает в роли стратегического советника, способного закрыть любую задачу, связанную с узнаваемостью и имиджем.
Формируется запрос на «PR 360» — модель, при которой пиарщик действует как универсальный партнер, умеющий гибко подстраиваться под меняющиеся условия. В один месяц фокус может быть на нейтрализации негатива, в другой — на запуске нового продукта, в третий — на усилении экспертного позиционирования. Такой подход делает PR-специалиста незаменимым и полезным на постоянной основе, поскольку клиент ищет не просто исполнителя, а «канцелярию» по репутации, которая берет на себя ответственность за результат и работает на долгосрочной основе.
Тренд 2. Интеграция с маркетингом и рост бизнес-значимости
Сегодня пиар постепенно становится базовым и наиболее востребованным, понятным бизнес-инструментом. Предприниматели все больше осознают необходимость его интеграции с маркетингом, так как в отрыве от PR маркетинговые усилия сталкиваются с высоким барьером недоверия и высокой стоимостью лида, продажи.
Если компания не ассоциируется с отраслью так же безоговорочно, как бренды Pampers («памперсы») или Wildberries («закажи на ВБ»), именно пиар берет на себя ключевую роль по преодолению возражений со стороны потребителей. Он создает образ надежности, гарантии, качества и авторитета в глазах потребителя, что в конечном счете является единственным способом повысить конверсию и снизить стоимость привлечения клиента.
Тренд
3. Взаимодействие с редакциями и журналистами 24/7: ответственность и доверие
Медиаландшафт претерпел серьезные изменения, которые повлияли на принципы работы редакций. Журналисты и издания стали гораздо осторожнее в формулировках и выборе тем. Повысилась ответственность за контент, который попадает на страницы СМИ и в эфир. Небрежно проверенный материал может привести не только к репутационным потерям, но и к серьезным санкциям.
В новой реальности на первый план выходит качество взаимодействия между пиарщиком и СМИ. Редакторы ценят профессионалов, которые понимают внутреннюю политику изданий и разделяют ответственность за безопасность контента. Речь идет не просто о рассылке пресс-релизов, а о построении доверительных отношений 24/7. PR-специалист должен быть всегда на связи, готовый оперативно ответить на вопросы, предоставить дополнительные данные и гарантировать, что предлагаемый материал соответствует интересам клиента и строгим требованиям издания. Такой подход минимизирует риски для обеих сторон и создает прочную основу для долгосрочного плодотворного сотрудничества.
Тренд
4. Ребрендинг изданий и новые редакционные составы
Начиная с 2020 года многие СМИ начали проводить ребрендинг, скорректировали редакционную политику. Произошли также кадровые перестановки: часть журналистов ушла из профессии или сосредоточилась на собственных проектах. В результате сложилась ситуация, при которой сформированные за многие годы базы контактов пиарщиков в значительной степени устарели. Фактически в медиасреде появилось новое поколение редакторов со своими ценностями и более высокими требованиями к качеству и безопасности материалов.
Этот кадровый сдвиг сопровождается изменениями в мировой ситуации. В коммуникациях как со стороны бизнеса, так и со стороны СМИ раскрываются патриотические ценности. Акцент на поддержку и развитие российских брендов, освещение успехов отечественных компаний и производителей стали еще более актуальными.
Для PR-специалистов это открывает новые возможности. Тема импортозамещения и национального экономического суверенитета стала одним из самых востребованных инфоповодов. Освещение вклада компании в развитие страны или региона дает бизнесу реальный шанс попасть в топовые федеральные издания и получить дополнительные медийные преференции. Умение грамотно и органично интегрировать эти темы в стратегию коммуникации становится для PR-специалиста и его клиентов конкурентным преимуществом.
И как говорит один известный российский дизайнер Артемий Лебедев: «Главная проблема страны — это PR» — это в широком значении данного словосочетания — донесение правильных смыслов как на внутреннюю аудиторию государства, так и на внешнюю. И мы общими усилиями начинаем решать эту проблему.
Будущее форматов: сила текста в эпоху визуального контента
Кроме изменений во взаимодействии изданий и PR-специалистов, наблюдается и трансформация рабочего инструментария в сфере пиара. В этом процессе наблюдается определенная цикличность. Несмотря на доминирование видеоформатов, текстовый контент снова возрождается. Даже популярные блогеры активно используют «карусели» в социальных сетях и карточки с текстом, побуждая аудиторию не просто смотреть, но и вдумчиво и погруженно читать.
Спрос на качественные, информативные тексты растет. Это особенно заметно в профессиональной и деловой среде, где уникальная экспертная информация чаще представлена именно в текстовом виде — аналитические статьи в ведущих деловых изданиях или материалы в закрытых телеграм-каналах и системах подписки. Фундаментальную аналитику, экономические прогнозы или сложные обзоры рынков практически невозможно полноценно передать через короткое видео. Эксклюзивность и глубина продолжают работать только в текстовом формате — именно поэтому он имеет преимущество над видеоформатом. Здесь меньше фейков, искажения и больше качественной, подлинной информации.
Выходит, современный PR движется в сторону большей глубины, ответственного партнерства с медиа и чуткого реагирования на изменения в общественной повестке. Умение работать комплексно, выстраивать доверительные отношения и говорить с аудиторией на актуальные темы становится залогом успеха в этой динамичной профессии.