Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала проект приказа о повышении тарифов на железнодорожные перевозки грузов на 10%. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Новый проект приказа подготовлен в соответствии с распоряжением российского Правительства 2991-р от 9 декабря 2017 года. В решение кабмина планируется внести ряд поправок. Также основанием стала заявка крупнейшего отечественного железнодорожного оператора, ОАО РЖД. Компания направила соответствующее письмо 13 октября.
В документе отмечается, что новое повышение соответствует текущему прогнозу социально-экономического развития России на 2026 год и плановый период 2027-го и 2028-го. При этом к тарифам на порожний пробег (пустой транспорт – ROSNG) универсального подвижного состава (например, полувагонов, платформ и крытых вагонов) будет сохраняться повышающий коэффициент 1,1. Также планируется дополнительная индексация на 5% тарифов на контейнерные перевозки. Исключение составит вывоз груза в термических контейнерах.
В пояснительной записке к проекту приказа ФАС назвала несколько причин для реализации новых мер. Регулятор пояснил что это способствует достижению сбалансированности финансовой модели РЖД и привлечению средств на её масштабную инвестиционную программу. В дальнейшем это способствует ещё более успешному развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности и бесперебойности ж/д перевозок грузов, удовлетворению растущих потребностей вывозе продукции, также ограничение по привлечению заимствований и снижения выручки в условиях падения грузооборота.
Справка ROSNG
Вопрос о необходимости введения тарифов рассматривался ещё в сентябре. Это решение противоречило позиции Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Организация попросила российское Правительство не повышать в следующем году на 10% тарифы РЖД для порожнего пробега и на 5% — расценки на контейнерные перевозки. Об этом говорилось в письменном обращении председателя президиума СОЖТ Игоря Ромашова на имя вице-премьера Виталия Савельева. В частности, в письме, глава Союза отмечал, что прибыльность операторов на восточном направлении стала нулевой, а на северо-западном и южном — и вовсе отрицательной. Причиной стал резкий рост тарифов ещё в прошлом году. Тогда он вырос более чем на четверть для порожних вагонов, почти на 20 — для контейнеров и на 13,8 — перевозки всех грузов. Всё это вкупе с высокой ключевой ставкой Центробанка увеличило денежную нагрузку на перевозчиков и тем самым способствовало снижению объёмов перевозок и погрузок. В связи с этим в текущем году Ромашов ожидает сокращение последних на 5,9 и грузооборота на 3,1 процента. В письме он предлагает, напротив, сдерживать рост тарифов РЖД без дополнительных решений. В противном случае есть также угроза снижения конкурентоспособности продукции и других доставляемых с помощью РЖД грузов и их перехода на альтернативные виды транспорта.