Глава железных дорог Индонезии назвал проект высокоскоростной линии Джакарта – Бандунг бомбой замедленного действия

Железнодорожная линия стоимостью $7,3 млрд, известная под названием Whoosh, была запущена в октябре 2023 года. Поезд, развивающий скорость до 350 км/ч, сократил время в пути между двумя городами с трех часов до 40 минут. Однако проект стал обременительным для бюджета Индонезии из-за перерасхода средств и задержек при строительстве, в основном связанных с пандемией и проблемами при выкупе земель.

Из общей стоимости 75% было профинансировано кредитом Банка развития Китая на сумму $4,5 млрд, остальное – за счет средств совместного предприятия PT Kereta Cepat Indonesia China (KCIC). Впоследствии для покрытия перерасхода пришлось взять дополнительный займ под более высокий процент – 3,4% вместо 2%.

Несмотря на рост пассажиропотока – 2,9 млн человек в первой половине 2025 года, доходы проекта не покрывают эксплуатационные расходы и обслуживание долгов. Только за первые 6 месяцев 2025 года KCIC зафиксировала убытки в 1,6 трлн рупий (≈$98 млн), значительная часть которых легла на KAI.

Индонезийский суверенный фонд Danantara уже начал подготовку к реструктуризации долга проекта. Аналитики отмечают, что хотя линия Whoosh стала символом партнерства Индонезии и Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь», она также демонстрирует уязвимость инфраструктурных мегапроектов, реализуемых за счет внешних кредитов.