Команда Андрея Пожарова раскрыла мошенническую схему с маркетплейсами

Команда Андрея Пожарова планомерно работает над прозрачностью рынка закупок и тендеров, внося свой вклад во внедрение новых технологий и добросовестно делясь информацией о происходящем на рынке. Одна из рекомендаций — тщательнее работать над фактчекингом запросов на партнерство, так как фейки проникли не только в медиаполе, но и в бизнес-пространство.

Команда Андрея Пожарова раскрыла мошенническую схему с маркетплейсами
© РБК Компании
«Понятно, что добросовестным людям и компаниям странно даже представить, что в нашем прозрачном цифровом мире еще остались мошенники и фейкоделатели, но жизнь не перестает удивлять. Для нас такие ситуации становятся и ценным опытом, и возможностью предупредить участников рынка о грозящих опасностях, — отметил руководитель компании «Эффективное взаимодействие», основатель «Тендерного центра «С.Т.И.К.» Андрей Пожаров. — Взаимопомощь и взаимовыручка для нас — не просто ценности, записанные в 809 Указе Президента России, но и один из девизов компании».

Не так давно на рабочую почту сотрудника компании поступил запрос на предоставление коммерческого предложения с последующим заключением договора — при условии, что наша цена будет лучшая изо всех, кто направит подобные предложения. В письме содержалась карточка компании, техническое задание, что и сколько они хотят, а также печать и подпись сотрудника компании известного маркетплейса. Команда Андрея Пожарова привыкла к запросам крупных компаний, в портфеле проектов многомиллионные сделки, сотрудник отреагировал четко по протоколу — передал задачи по отделам для расчета данной закупки. Все было рассчитано, была установлена цена для коммерческого предложения, затем пакет документов отправили на почту. Получив ответ после 5-дневного рассмотрения о признании цены лучшей, сотрудники по запросу предоставили редакцию договора, проверив данные ЕГРЮЛ, что также является стандартным шагом работы. В ответ получили предложение об увеличении объема поставки вдвое, на что ответили положительно, учитывая выгоду для компании. Обе стороны подписали договор удаленно с поставкой на адрес, где действительно расположен один из офисов маркетплейса. По этому адресу и запланировали отгрузку. Затем получили сообщение о том, что ближе к моменту отгрузки адрес может измениться. Такое случается довольно часто из-за переполненных складов заказчиков.

«Сроки, шаги переговоров, документы, их заполнение и требования — все заняло около месяца и происходило довольно стандартно, не вызывая подозрений, — подчеркивает Андрей Пожаров. — После того, как мы все это отвезли на указанный адрес, получили документы, закрывающие УПД подписанные, стали ждать денежные средства к нам на счет. Но деньги не поступили, соответственно, была написана и отправлена по почте по юридическому адресу претензия. Через определенное время нам ответили. Что такой договор в системе не зарегистрирован и попросили предоставить подтверждающие документы».

После предоставления юристами пакета документов в головную компанию маркетплейса стало понятно, что это пример мошеннической схемы. При разборе всех этапов выяснилось, что оператор, получивший заявку, не обратил внимание на расширение почтового адреса, с которого она поступила — после адреса домена стояла точка и слово «support». И этот недостаточный фактчекинг привел к серьезным последствиям.

«Мы хотим обратить внимание рынка на то, что сейчас могут и будут активизироваться различные группы мошенников. В том числе и создающие фейковые ситуации для обмана юридических лиц. Мы знаем истории мошенничества, когда с людей собирали авансы, когда закупки публиковались на коммерческих площадках, люди заключали контракты и мошенники исчезали с их деньгами, — рассказывает Андрей Пожаров. — Мы, несомненно, обратимся с заявлением в правоохранительные органы, чтобы возбудили уголовное дело, и следствие разберется с мошенниками. По нашим данным, и маркетплейс заинтересованы в разрешении ситуации для сохранения своей репутации. В своей компании мы намерены проработать четче протокол проверки запросов на закупки и поставки. Возможно, прибегнем к помощи ИИ, для чего в компании есть отдельное подразделение. Но главное — работа с сотрудниками, которые должны понимать, в какое непростое время мы живем, и что фейки могут подстерегать повсюду».