Диета поневоле: как рост цен опустошает продуктовые корзины россиян

Почему россияне стали экономить на еде Аналитики фиксируют резкое охлаждение потребительского рынка, которое сменило период активного роста. Если в начале года количество покупок в продуктовых магазинах демонстрировало рост, то к сентябрю-октябрю для базовых категорий наметилось снижение в натуральном выражении. По данным операторов фискальных данных, продажи молока упали на 8 %, гречки – на 9 %, а риса – на 10 %. Оборот розницы продолжает расти исключительно за счет инфляции, но средний чек в 1,1 тысячи рублей уже не отражает рост благосостояния, а маскирует вынужденное сокращение потребительской корзины, уточняет «КоммерсантЪ». Эксперты объясняют эту тенденцию не тем, что люди стали меньше есть, а их переходом к рациональному и осознанному потреблению. Граждане отказываются от излишеств, ищут более дешевые альтернативы и активно реагируют на акции. Эксперты говорят, что с декабря прошлого года потребители стали отказываться от разнообразия в пользу простой и дешевой еды. Наиболее показательной является категория деликатесов – сыров, икры, морепродуктов. Если ранее ее рост в разы опережал рынок, то теперь он оказался на треть ниже среднего. Некоторые участники рынка считают, что сначала покупатели переключаются на более доступные каналы продаж и ищут скидки, затем начинают рассматривать более дешевые продукты и категории, и лишь на последнем этапе готовы полностью отказываться от отдельных позиций. Пока, по оценкам компании, большинство потребителей находятся на первой стадии рационализации, однако тренд на усиление экономии очевиден. Почему ритейлеры лишаются прибыли Замедление потребительской активности немедленно ударило по финансовым показателям крупнейших ритейлеров. По данным Infoline, выручка топ-10 FMCG-сетей в первом полугодии выросла на 17,1 %, что значительно ниже прироста в 24,7 % за аналогичный период прошлого года. Проблема усугубляется тем, что у сетей практически не остается инструментов для компенсации падающего спроса. С одной стороны, власти ограничивают их в свободном ценообразовании на социально значимые товары, не позволяя транслировать растущие логистические и операционные издержки на полку. С другой – обострение конкуренции за кошелек конечного потребителя выливается в ценовые войны. Сети вынуждены сдерживать цены даже при росте себестоимости. Сети, стремясь компенсировать недополученную прибыль, настаивают на дополнительных скидках и бонусах, перекладывая финансовое бремя на производителей, которые сами сталкиваются с ростом затрат. Как изменится рынок в будущем В ответ на вызовы рынок начинает стремительно трансформироваться, ища новые точки роста и форматы. Ключевым трендом становится переформатирование в пользу малых и более эффективных площадей. Количество супер- и гипермаркетов сокращается, а ритейлеры активно открывают дискаунтеры и магазины «у дома» площадью до 700 кв. м. Экономика таких точек выгоднее: они требуют меньше персонала, а в ассортименте концентрируются на самых ходовых и товарах. Другим стратегическим направлением для сетей становится развитие собственных торговых марок. СТМ позволяют ритейлерам жестко контролировать себестоимость, минимизировать маркетинговые расходы и предлагать потребителю более дешевую альтернативу брендированным товарам. Параллельно бизнес делает ставку на высокомаржинальный сегмент готовой еды, который также позволяет гибко управлять ценой. Производители, в свою очередь, также пересматривают планы. Рост производства продуктов питания в РФ сменился спадом, что связано с дорогими кредитами и ценовым давлением со стороны сетей. Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, что из российских магазинов исчезнут просроченные продукты. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Диета поневоле: как рост цен опустошает продуктовые корзины россиян
© РИА "ФедералПресс"