Российский бизнес заявил о резком обострении проблемы неплатежей контрагентов

Российский бизнес страдает из-за неплатежей контрагентов: с подобной проблемой в III квартале 2025 года столкнулись почти 40 процентов компаний. Причем, по словам экспертов и самих предпринимателей, ситуация скорее всего будет ухудшаться и дальше. Если у крупных игроков есть запас прочности, резервные средства, то для небольших организаций рост дебиторской задолженности становится тяжелым испытанием. Увеличивается закредитованность, приходится сокращать траты, в том числе на персонал, однако и такие меры не гарантируют спасения от банкротства.

Российский бизнес заявил о резком обострении проблемы неплатежей контрагентов
© Российская Газета

Проблема просрочки платежей партнерами беспокоила бизнес и в прошлом году: тогда с ней столкнулись 25 процентов опрошенных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Причем ситуация ухудшалась именно в III квартале - вопрос тогда поднимали 36 процентов респондентов. Это позволило предположить, что затруднения носят сезонный характер, однако эксперты "РГ" утверждают, что проблема продолжает усугубляться.

- Сложности обусловлены рядом объективных факторов, которые формировались и накапливались в течение нескольких последних лет. В частности, речь идет о дорогих кредитах, - говорит доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Уральского института управления - филиала РАНХиГС Роберт Акьюлов. - Предприятия тратят свободные средства на погашение долгов, а не на развитие, в результате постоянно наблюдается недостаточный объем оборотных средств, нарастает дефицит ликвидности, что ухудшает ситуацию по расчетам с контрагентами, вынуждая в конечном счете компании прибегать к хронической отсрочке оплаты счетов, что приводит к росту неплатежей в целом.

С недобросовестностью партнеров, порой вынужденной, столкнулись как крупные, так и малые игроки рынка. Эксперты полагают, что большие структуры находятся в лучшем положении: у них есть финансовая подушка, к ним лояльнее относятся банки, некоторые компании могут рассчитывать на поддержку государства, потому что оно не заинтересовано в их банкротстве.

- В качестве генподрядчика по госконтрактам мы сталкиваемся с задержками оплаты, однако это явление не последнего года, а скорее уже стандартные условия работы, специфика сферы. Как профессионалы рынка мы всегда можем опереться на "кредитное плечо" наших банков-партнеров, что позволяет устранять кассовые разрывы и своевременно рассчитываться с подрядчиками и поставщиками, - рассказал "РГ" заместитель директора строительного холдинга "Атомстройкомплекс" Александр Копылов. - Финансовая нагрузка на обслуживание таких кредитных линий ложится на нас и снижает эффективность, однако выполнение обязательств перед партнерами приоритетно.

Малым фирмам выживать значительно сложнее, многие компании берут займы для продолжения деятельности. Отметим: по данным Свердловскстата, по итогам 2024 года объем просроченной дебиторской задолженности организаций Свердловской области составил 112,4 миллиона рублей, тогда как в 2023 году показатель был на уровне 92,7 миллиона. Если два-три года назад главной проблемой бизнес называл дефицит кадров, то сейчас его потеснили неплатежи контрагентов, рассказывает руководитель небольшого екатеринбургского предприятия - Института проектирования и экспертиз "ИнПроЭкс" Евгений Лоскутов.

- Мы работаем с крупной структурой, в которую входят несколько предприятий, так вот они периодически приостанавливают платежи даже внутри холдинга. При взаимодействии с бюджетными организациями, работающими по 44-ФЗ, мы с такими проблемами пока не сталкивались, но учитывая дефициты как федерального, так и регионального бюджетов, подобный риск есть, - поясняет он.

Как выживать в таких условиях? Большинство компаний (67,6 процента опрошенных РСПП) для финансового оздоровления намерены урезать расходы. Последние два года бизнес в первую очередь сокращает расходы на административные и общехозяйственные нужды. Растет и доля предприятий, которые задумываются об экономии на персонале: в прошлом году их число не превышало 16 процентов, а во II и III кварталах 2025-го составило 30 и 26 процентов соответственно. Евгений Лоскутов полагает, что малому бизнесу снижение трат на сотрудников дается сложнее, ведь в небольших организациях работник часто выполняет широкий спектр обязанностей.

Есть и другие инструменты снижения издержек и повышения эффективности. В частности, предприниматели говорят о планах использовать энерго- и ресурсосберегающее оборудование и внедрять цифровые технологии. Кроме этого, стоит активнее вести работу по взысканию недополученных денег.

- При наличии признаков неплатежеспособности заказчика незамедлительно инициируем сначала претензионную, а потом судебную работу. Стараемся тщательно вести переписку, документировать фактически выполненные работы и не верить каким бы то ни было обещаниям заплатить, не подтвержденным письменно, - признается Евгений Лоскутов.

Эксперты РСПП весной 2025 года предлагали решать проблему системно - использовать для предотвращения кризиса неплатежей в стране комплекс мер: ввести предоплату по госзаказу в размере 75 процентов, мониторинг просрочек, стимулировать своевременные расчеты, точечно субсидировать льготные кредиты для предоставления оборотных средств предприятиям, находящимся в преддефолтном состоянии.

Но представители реального сектора и эксперты в сфере экономики указывают, что предлагаемые меры эффективны лишь отчасти и требуют доработки. Так, необходимо определить механизм контроля и порядок исправления ситуации при выявлении неплатежей.

- Для предотвращения последствий неплатежей предприятиям необходимо принять ряд профилактических мер в оперативном управлении, включая использование таких финансовых инструментов, как аккредитивы, счета эскроу, других форм банковских гарантий, - говорит Роберт Акьюлов. - Это позволит достичь гибкого структурирования сделок, банковские гарантии дадут возможность взаимодействовать с партнерами из разных регионов страны, обеспечить своевременное финансирование для контрагентов на период отсрочки платежа и предоставление кредитной линии покупателю. Расширятся возможности капитализации средств на эскроу-счете или аккредитиве и выстраивания системы взаиморасчетов в России путем финансирования банками поставщиков, в том числе предприятий МСБ, под гарантии заказчиков из числа крупного бизнеса для снижения затрат всех участников и предотвращения разрыва логистических цепочек.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх также предлагает внедрять различные инструменты поддержки бизнеса в условиях неплатежей контрагентов. Она соглашается, что ситуацию улучшили бы более высокие авансы по муниципальным контрактам, расчеты через аккредитивы. Кроме этого Артюх говорит о создании аналога касс взаимопомощи: саморегулируемые отраслевые организации могли бы класть средства на счет, а фирма, оказавшаяся в тяжелой ситуации, - оперативно получить заем.

- Бизнесмены нередко обращаются по таким поводам. Генподрядчик исполняет государственный контракт, привлекая на субподряд множество субъектов малого и среднего предпринимательства. Случается, госзаказчик заплатил за работы, но генподрядчик длительное время не рассчитывается с субподрядчиками. Поскольку средства бюджетные, то вопрос окончательного расчета должен быть в поле зрения государственного регулирования, - говорит Елена Артюх. - Полагаю, эффективным решением было бы создание реестра недобросовестных плательщиков по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков. Если генподрядчик нарушает сроки исполнения денежных обязательств, такая компания заносится в такой список. Когда в следующий раз эта организация будет участвовать в закупках, публичная сторона будет знать о ее сомнительной репутации.

Роберт Акьюлов советует предпринимателям совершенствовать свою модель поведения, чтобы быть успешными в будущем. По его словам, компаниям необходимо увеличивать долю высоколиквидных активов и избавляться от непрофильных, а также сокращать лишние траты на производство и управление, создавать условия для повышения производительности труда.

Если проблема неплатежей не решится, это может привести к снижению объемов производства продукции и финансовой устойчивости компаний. Для экономии бизнесу, возможно, придется сокращать персонал, снижать зарплаты и премии. При худшем сценарии эксперт прогнозирует рост теневой экономики и ухода от налогов, возврат к бартерным сделкам.