Голос России 29 июня 2012

Кипр как модель для решения проблем ЕС

На днях международное рейтинговое агентство Fitch вновь понизило долгосрочный кредитный рейтинг Никосии, сопроводив его прогнозом дальнейшего ухудшения ситуации. К настоящему времени три ведущих международных рейтинговых агентства — Fitch, S&P и Moody’s — поместили кипрские государственные долговые обязательства на «мусорный» уровень. По мнению Fitch, государственный долг Кипра может превысить знаковую планку в 100% от ВВП.
— ЕС согласился помочь Кипру — Кипр запросил финансовой помощи у ЕС  По выражению агентства Reuters, кипрская экономика достигла той грани, за которой неизбежно «обращение к финансовой помощи». Это будет означать, что страна пойдет по кризисному пути Греции, с которой связана тесными узами. И если в условиях финансового «штиля» греческий якорь позволял Кипру чувствовать себя увереннее и в политических вопросах (таких, как борьба за обеспечение территориальной целостности), то теперь Афины рискуют утащить своего геополитического партнера и этно-конфессионального родственника на самое евродно.
"Даже если предположить, что Греция останется в еврозоне, кипрские банки понесут значительные потери в условиях продолжающегося сокращения экономики Греции в среднесрочной перспективе и ухудшения качества внутренних активов" — прогнозируют аналитики Fitch.
Есть серьезные основания предполагать, что, по крайней мере, первые недели кипрского председательства в Евросоюзе будут наполнены не координацией антикризисной политики ведущих институтов ЕС, а решением финансовых проблем самой страны-председательницы. Однако это, как ни парадоксально, способно придать новое направление всей политике Евросоюза по преодолению кризиса.
Как признают сегодня анонимные источники в Брюсселе, у Евросоюза нет достаточных средств для того, чтобы взять на себя спасение еще и Кипра. Это вынуждает правительство страны обратить внимание на другие источники получения спасительных денежных средств. И одним из них является Россия, которая ранее уже предоставляла Никосии кредит на взаимовыгодных условиях.
— Кипр возглавит ЕС. Кто спасет Кипр?
К 30 июня Кипр должен выполнить требование Европейского банковского агентства о рекапитализации в размере 1,8 млрд евро активов Кипрского народного банка, особенно пострадавшего от долгового кризиса в Греции. Да и другие ведущие национальные банки находятся не в лучшем положении. По данным международных экспертов, суммарные затраты на их рекапитализацию могут достичь 6 млрд евро. И у страны нет объективных возможностей изыскать подобные средства самостоятельно.
Что же касается ЕС, то его готовность взять на себя кипрские долги требует достижения консенсуса ведущими странами-членами организации. Но, как показывает ситуация вокруг нынешнего саммита Евросоюза, достижение подобного консенсуса маловероятно. Отсюда и вполне обоснованные расчеты кипрского правительства на получение заемных средств от России, а также Китая.
Как свидетельствует динамика изменений традиционно тесно привязанного к китайским реалиям гонконгского биржевого индекса Hang Seng, в настоящее время именно Китай демонстрирует больше признаков финансового оздоровления, чем ЕС в целом и страны еврозоны в частности.
Так что Кипр с присущей ему многовекторной политикой способен стать не просто очередным председателем ЕС, но и моделью решения проблем Евросоюза. К тому же следует учитывать особенности функционирования механизма предоставления Евросоюзом финансовой помощи той или иной стране, который и в лучшие времена предусматривал исключительно совместное финансирование — напомнил в интервью для радио «Голос России» завсектором политической интеграции Института Европы РАН Николай Кавешников:
"Из бюджета Евросоюза ни одной стране никогда не дадут всю сумму, необходимую для реализации того или иного проекта. ЕС даст максимум половину необходимых денег. Соответственно, каждая страна должна найти оставшиеся деньги где-то в другом месте".
Подобный механизм действовал и в докризисные времена. Что же касается финансовой помощи «проблемным» странам, то ее получение накладывает на государство-реципиента еще более жесткие бюджетные требования. Именно так и произошло с Грецией. Неудивительно, что кипрское правительство не спешит связывать свою финансовую политику исключительно с нормами Евросоюза, а рассматривает и другие варианты получения кредитов.
Но это, так сказать, финансово-экономическая составляющая председательства в Евросоюзе — функции которого в сегодняшней иерархии европейских органов достаточно размыты. Есть еще и важное политическое измерение. В этой области Кипр является, пожалуй, еще более показательным примером неспособности ЕС выработать внятные, последовательные и эффективные методы урегулирования собственных проблем.
В 2004 году страна вступила в Евросоюз в состоянии фактического раскола. Тот факт, что на севере острова существует признанная лишь Анкарой Турецкая Республика Северного Кипра, делает киприотов заложниками еще более масштабных геополитических игр, нежели борьба финансово-политических группировок внутри «единой Европы».
В настоящее время кипрским урегулированием занимается, прежде всего, ООН. Однако результаты минимальны. Более того, в последние месяцы ситуация вокруг разделенного острова существенно осложнилась вследствие стремления Турции активно эксплуатировать находящиеся в районе острова месторождения углеводородов.
Трудно не заметить, что в случае с Кипром Евросоюз вновь оказался заложником собственных просчетов, приняв в свои ряды остров как единое государство, но без достижения предварительного соглашения между греками-киприотами и турками-киприотами, и даже без одобрения обеими общинами мирного плана тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана.
В Брюсселе рассчитывали решить проблему Кипра уже в рамках ЕС. Однако расчет не оправдался. Вместе с тем не входящая в ЕС Турция остается наряду с Великобританией и Грецией международным «гарантом» Кипра, имея мандат ООН. Так что достичь урегулирования без учета ее интересов невозможно.
Помимо безуспешно пытающейся вступить в Евросоюз Турции, на геополитической карте есть и другие игроки, стремящиеся извлечь выгоды из нынешней политической и экономической слабости Евросоюза. Это, прежде всего, США. Для Вашингтона кризис миротворческих усилий и финансовая слабость ЕС и ООН суть доказательство общей тенденции ослабления системы международных институтов, в котором американцы видят для себя немало плюсов.
Не случайно эксперты близкого к американской разведке Национального разведывательного совета США уже констатируют «уменьшающуюся способность существующих международных учреждений справляться с новыми межнациональными проблемами». По их мнению, к 2025 году глобальное управление «окажется мешаниной перехлестывающихся, часто чрезвычайных и фрагментированных действий меняющих свой состав коалиций государств-участников, международных организаций, социальных движений, неправительственных организаций, благотворительных фондов и компаний».
Что будет в этом случае в ЕС — вопрос открыт. «Беспорядочные, но активные действия биржевых игроков, большая часть которых принадлежит к лобби противников евро и стремится нажиться на распаде еврозоны, вызывают смятение и не дают остудить накал страстей» — так описывает нынешнюю ситуацию со страниц газеты Le Monde бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Он призывает создать в Европе новую координационную структуру типа «Совета евро» и генерального секретаря еврозоны.
А пока Кипру остается решать собственные проблемы, усугубленные общеевропейским кризисом.
Комментарии
Читайте также
Сенатор США пытается отменить антироссийские санкции
1
Встала поперек «потока»: Меркель подставила «Газпром»
33
Подсчитаны доходы бюджета России от подорожания нефти
5
Путин сделал подарок бизнесу
207
Последние новости
Как новые СПГ-терминалы в Германии повлияют на "Северный поток - 2"
Польша предложила немцам альтернативу «Северному потоку-2»
Американский сенатор пытается отменить антироссийские санкции, пишут СМИ