Банки оценили угрозу от краха Трансаэро и туроператоров

Банки обсудили проблему потерь из-за возврата денег за непредоставленные гражданам услуг или товары, которые были оплачены банковскими картами заранее, но не были получены из-за банкротства поставщиков. Совещание проходило в некоммерческом партнерстве «Национальный платежный совет (НПС), где участвовали около 20 крупных банков, такие как Альфа-банк, Промсвязьбанк, Росбанк, «Открытие» и представители МПС Mastercard, пишет газета «Коммерсантъ». Обеспокоенность банков вызвана экономическим спадом и произошедшим банкротством «Трансаэро», а также ожидающимся крахом туроператоров из-за запрета полетов в Египет. По правилам международных платежных систем (МПС), которые технически осуществляют расчет, в случае банкротства поставщиков, банк-эквайер должен вернуть средства клиенту, который ранее произвел платеж на счет обанкротившейся стороны. «Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей», — сообщил начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам банка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданных за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн рублей, составят 750 млн рублей, притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию — всего 6 млн рублей в год. Как пишет «Коммерсантъ», банк-эквайер может попытаться вернуть в ходе банкротства клиента свои средства, но шансы на это крайне малы. В ходе совещания представители банков назвали возможные варианты выхода из положения. Один из них – это возможность менять правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий по отношению к банкам-эквайерам, к примеру, размещение страховых депозитов. По словам главы НП НПС, такой вариант банки обсудили с Mastercard. «Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами. Банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП», — заявил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский. Кроме того, обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП. «Такое практиковалось в начале 2000-х годов. Банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца», — рассказал директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев. Банкиры также обсудили возможность изменения законодательства. Например, озможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.