Транспортные карты для ярославских льготников: госуслуга или бизнес?

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области возбудило производство о возможном нарушении антимонопольного законодательства при введении в регионе электронных транспортных карт для льготников. Об этом сообщает официальный сайт ведомства. Речь идет о выборе оператора по работе с транспортными картами — им правительство Ярославской области назначило государственное бюджетное учреждение «Яроблтранском». Депутат Ярославской областной думы Сергей Балабаев посчитал, что оператор должен был быть выбран на альтернативной основе и направил жалобу в ФАС. «Все началось с того, что зампред областного правительства Крупин объявил депутатам об инвесторе проекта транспортных карт для льготников. Было сказано, что бюджетных денег на проект не потребуется, будут привлечены некие внебюджетные источники. Дальше выяснилось, что инвестор — ГБУ «Яроблтранском» — будет и оператором проекта. По закону о госзакупках эти действия должны быть открытыми, публичными. Но ни о каком конкурсе ничего не известно. УФАС усмотрело со стороны правительства области неконкурсные процедуры по предоставлению неконкурентных преимуществ. Рассмотрение в ФАС может проходить четыре — пять месяцев, а дальше суд может отменить решение власти. После этого выбор оператора будут обязаны проводить через конкурсные процедуры», — пояснил корреспонденту ИА REGNUM депутат Ярославской областной думы Сергей Балабаев. По словам депутата, оплата по транспортным картам идет через систему «Золотая корона». С каждой транзакции, то есть каждой льготной поездки, «Яроблтранском» взимает комиссию — 7,5%. Обычно банки, обслуживающие карты, не берут комиссию за оборот денег. «Здесь получается, что будут «крутиться» деньги самих льготников, плюс 7,5% платят перевозчики «Яроблтранскому». «Яроблтранском» выкупил саму платежную систему за 68 млн рублей и пять лет будут расплачиваться за счет перевозчиков, расходы которых со значительным увеличением числа льготников резко возросли. «Яроблтранском» будет ежегодно получать с них дополнительно около 100 млн рублей. Наверное, это кому-то выгодно», — делает вывод Сергей Балабаев. Кроме того, «Яроблтранском» получает и финансовую поддержку из бюджета области. В частности, в декабре на обеспечение функций по контролю за проездом льготников госпредприятию было выделена субсидия в размере 7,5 млн рублей. Получается, что перевод льготных поездок на безналичный расчет в Ярославской области повлечет за собой значительные расходы и будет оплачен предприятиями-перевозчиками, которые, в свою очередь, покроют свои убытки за счет местных бюджетов в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. Часть расходов ляжет и на всех пассажиров через повышения стоимости проезда (в Ярославле с 20 января 2016 года цена вырастет с 18 до 20 рублей). Расходы по контрольным функциям, а также выдаче и замене карт придутся на областной бюджет. Как сообщало ранее ИА REGNUM, массовое введение электронных транспортных карт для льготников Ярославской области вызвало многочисленные скандалы. Так, директора двух муниципальных предприятий Ярославля — «Яргорэлектротранс» и ПАТП-1 — уволились, не став подписывать договор с «Яроблтранскомом» как заведомо убыточный. Жалоба на правительство региона и «Яроблтранском» Балабаевым направлена и в прокуратуру Ярославкой области. Депутат уверен, что по закону оператор не может брать 7,5% с перевозчиков за оказание льготных услуг. Льготы — это дело государства, а не бизнеса, считает он.