«Из-за повышения акцизов на топливо подорожают продукты»
«Несомненно, произойдет очередное стимулирование инфляции — не в последнюю очередь должны подорожать продукты», — заявил ИА REGNUM доцент кафедры банковского дела Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат экономических наук Юрий Эзрох, комментируя грядущее повышение акцизов на топливо. Напомним, ставки акцизов на автомобильный бензин повышаются с 1 апреля 2016 года на 2 рубля в расчете на 1 литр бензина и на рубль — на дизельное топливо."Любые горюче-смазочные материалы — неэластичный по спросу товар, то есть спрос почти не падает при росте цены. Причина в том, что без грузовых и пассажирских перевозок работать невозможно, на них приходится более 50% потребления топлива, а люди, несмотря ни на что, не отказываются от личного автотранспорта. Первое — очевидно. Во втором легко убедиться без всякой статистики, зайдя в любой двор жилого дома Новосибирска утром в воскресенье, когда яблоку негде упасть, и днем в понедельник, когда все разъезжаются. Логично, что повышение акциза не приведет к падению продаж топлива», — считает эксперт, отмечая, что состояние бюджета России оставляет желать лучшего, поэтому в условиях экономического кризиса использование легко администрируемых видов обязательных сборов по неэластичным группам товаров вполне оправданно. Юрий Эзрох в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM подчеркнул, что определенный плюс в том, что ожидаемо неизбежные меры по повышению акцизов предприняты перед летним сезоном. Эзрох напоминает, что дизельное топливо бывает трех марок: летнее, зимнее и арктическое. Самое дешевое — первое, и подорожание может быть нивелировано тем, что по «старой» цене будет продаваться «новое» летнее топливо, и экономика в течение полугода, примерно до осени, этого «не заметит». Но уточняет, если ситуация в национальной экономике будет ухудшаться, дальнейшее увеличение акцизов почти неизбежно — теоретически их можно поднимать постоянно. «Если сегодня литр топлива стоит 35−36 рублей, то увеличение цен произойдет на 3−5%. Нельзя сказать, что все подорожает именно на столько, ведь доля расходов на транспортные перевозки в конечной цене товаров ≈20−30%. Из этого, уровень инфляции может увеличиться на ≈1%. Немного? В докризисном 2013 году годовая инфляция составляла всего 6,5%. К тому же изменение цены на топливо — не единственный инфляционный фактор. Более того, он определяет повышение цен на изготовление товаров, которые потом нужно привезти в магазины. Замкнутый круг. Поэтому надежд на существенное замедление инфляционных процессов в 2016 году практически нет», — пояснил ИА REGNUM свой прогноз эксперт. Однако экономист подчеркивает, что существуют «рецепты» сдерживания инфляции и, к счастью, их много. Юрий Эзрох говорит, что в первую очередь, стоило бы рассмотреть возможность заморозки тарифов естественных монополий, уменьшения государственных расходов и так далее.