В Новосибирске растет число фреш-баров, но горожане предпочитают пиво

В Новосибирске выросло число фреш-баров, точек продаж безалкогольных коктейлей и горячих напитков, пишет «Континент Сибирь», ссылаясь на данные агентства R-Analytics. Прирост таких заведений за январь-декабрь 2015 года составил 65%. За этот же период на 45% увеличилось количество кафе-кондитерских и кофеен. И, несмотря на отрицательную динамику прироста оборота новосибирских предприятий общепита, количество заведений подобного рода в городе продолжает увеличиваться. Наибольшее количество заведений по-прежнему расположено в Центральном (23%) и Ленинском районах (15%) Новосибирска. По среднему чеку лидируют предприятия со средним чеком до 500 рублей. Их доля в общем обороте составляет 63%. Обозреватель сайта «НГС» Станислав Соколов считает, что рост на 65% — «это как-то много». «Но статистика штука лукавая — слово «бар» есть в самоидентификации практически всех заведений, кроме фаст-фуда. В целом же бар — это просто самый простой формат, который теоретически охватывает максимум клиентуры. Фреш-бары — это, по большей части, микрокофейни. Это формат, требующий минимум инвестиций, к нему проще найти площадку, а маржа приличная. А прогнозы… Скорее всего, будет больше появляться малоформатных точек, типа павильон с бургерами (шаурма, сэндвичи), небольших кафе, где владельцы будут сами работать. Выросло поколение, для которого такого рода деятельность не кажется какой-то постыдной, людям это нравится», — заявил в беседе с ИА REGNUM Соколов, анализируя рынок баров и кофеен в Новосибирске. Профессор кафедры сервиса и организации коммерческой деятельности Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктор экономических наук Анатолий Архипов отмечает, что ситуация на рынке общественного питания Новосибирска определяется не просто общероссийскими, а мировыми тенденциями. «Такая расстановка сил на этом рынке — большое количество кофеен, баров, кондитерских — актуальна не только для Новосибирска, но и для других мегаполисов страны. На самом деле объяснить это просто — понятие «мода» никто не отменял, поэтому сейчас подобные форматы очень популярны. Понятно, что в качестве целевого сегмента эти предприятия ориентируются на деловую молодежь — то, что в маркетинге принято называть «мировой деревней» — это активные молодые люди от 18 до 30 лет», — отметил Анатолий Архипов, подчеркнув, что предприниматели предпочитают открывать бизнес именно в сфере общественного питания, потому что «это короткие инвестиции — затраты на открытие кофе-точки, фреш-бара, пивного паба быстро окупаются». «Но, по нашим прогнозам, предпринимателям скоро придется менять стратегии продвижения своих брендов на рынок, направление бизнеса, поскольку, как показывает практика развития экономики, жизненный цикл инноваций значительно сокращается. Мода приходит и уходит, но не надо забывать о таком понятии, как «ностальгия» — раньше были валенки, потом появились угги, но кто сейчас об уггах помнит? На смену пивным заведениям пришли бары с крафтовым пивом, популярны сейчас винные бары, но в ближайшее время все может измениться, возможно, мы опять будем перенимать опыт Европы или Москвы — что будет популярно там, то появится и в Новосибирске», — говорит экономист. Анатолий Архипов считает, что в скором времени участникам рынка придется меняться, чтобы удержать потребителя. «Рынок уже насыщен, придумать что-то новое в этом сегменте будет довольно трудно. Надо диверсифицировать деятельность. Предпосылок для того, чтобы количество подобных заведений увеличивалось, я не вижу, придется искать новые форматы. Но бизнес в сегменте общепита будет прибыльным до тех пор, пока у целевой аудитории будут деньги. Возможно, деловая молодежь буде отказывать себе в чем-то, лишь бы модно и красиво провести время обеда или вечер», — считает профессор кафедры сервиса и организации коммерческой деятельности. Председатель информационно-методического центра «Трезвый город» Сергей Крупенько сказал в интервью ИА REGNUM, что смотреть нужно не на рост заведений, а на «абсолютное выражение». «Мне кажется, что показатель роста фреш-баров и прочих указанных заведений на 65% слишком велик. Здесь стоит учитывать разные моменты. В том числе и то, что, когда уличные нестационарные объекты (киоски) были вынуждены закрываться, многие из них просто перерегистрировались в точки общепита. Еще можно предположить, что приведенная статистика учитывает то, что стартовые условия были низкие. Условно говоря, было три таких точки, а стало пять — рост на 60%. Было фреш-баров, например, десять, а стало 16 — рост 60%. Нужно смотреть скорее не рост, а абсолютное выражение. В абсолютном выражении изменение серьезно на потребление новосибирцев может и не повлиять», — предположил Сегей Крупенько. В то же время председатель информационно-методического центра «Трезвый город» уточняет, что за тот же 2015 год увеличилось количество специализированных точек по продаже пива. «Совсем недавно была статистика, что за прошлый год количество специализированных организаций, которые реализуют пиво в Новосибирске, выросло. По данным статистики ДубльГис, в позапрошлом году в Новосибирске «пивных» точек насчитывалось 43 на 100 тысяч населения, а сейчас уже 49 организаций на 100 тысяч. То есть Новосибирск по-прежнему является лидером по числу специализированных точек, продающих пиво», — отмечает Крупенько. По данным статистики ДубльГис, о которой говорит эксперт, сейчас в Новосибирске из расчета на 100 тысяч жителей приходится 49 пивных заведений, 16 баров (без разделения на алкогольные и безалкогольные), 41 кафе, девять кафе-кондитерских/кофеен, два ресторана/суши-бара.