Кандидат в депутаты Госдумы Игорь Ибышев: Саморазвитие для меня тесно связано со служением, отдачей накопленного потенциала людям
- Как начиналась Ваша трудовая жизнь? - Родился я на Украине, в небольшом провинциальном городке не далеко от Сум. Родители мои, Вадим Михайлович и Раиса Павловна, будучи людьми ищущими и не ленивыми, вскоре после моего рождения переехали в Мурманск, как тогда говорили «за длинным рублем». Освоение северных, заполярных территорий в то время было одним из приоритетных, как сейчас принято говорить, направлений экономического развития страны. Молодежь, и не только, тысячами ехали осваивать новые места, ища не столько денег, сколько романтики, новых возможностей, свободы и любви. Моя трудовая биография, если судить по первой записи в трудовой книжке, началась в пятнадцать лет. После окончания восьмого класса средней школы я пошёл учиться в профессиональное техническое училище - получать специальность судового электрика. Мечтал я о море давно, с детства. С четвертого класса занимался в клубе-флотилии юных моряков «Альбатрос» при областном доме культуры. Прекрасно помню летний военно-спортивный лагерь «Гандвиг» на берегу Белого моря, где мы, дети, на полном серьезе осваивали искусство шлюпочных переходов, учились вязать морские узлы, ставить паруса, нести вахту и в полной мере ощущали себя частичкой чего-то огромного, неохватного и прекрасного - своей Родины. Отучившись три года, я с отличием закончил училище, получил рабочую специальность и по направлению ушел в море на преддипломную практику в должности матроса-рыбообработчика второго класса. Хочу заметить, что должности ниже в штатном расписании нашей плавбазы не существовало, а позже я понял, что и особой квалификации от меня, как от практиканта эта работа не требовала. Просто нужно было стальным листом с приваренными к нему ручками, весом в 20 кило, утрамбовывать идущую по конвейеру рыбу в протвенях, непосредственно перед ее заморозкой (к стати, этот не сложный инструмент у нас так и назывался-«трамбон»). А если учесть, что работа была двухсменной, и вахты были восьмичасовыми (восемь часов работаешь, восемь отдыхаешь и снова восьмичасовая вахта) и все это в условиях непрерывной 6-8 бальной качки зимнего Баренцевого моря, то можно себе представить тот объем «романтики», который в прямом и переносном смысле волной окатил начинающего «морского волка». Но не все и не всегда было так грустно. После пары месяцев в районе Шпицбергена и Земли Франца–Иосифа наше судно было направилось в Атлантический океан, в Америку. Впервые за четверть века "железного занавеса" в ходе совместного Советско-Американского проекта советская плавбаза зашло в американский порт. Так в семнадцать лет я попал в Бостон. Для меня это было во всех отношениях сильным шоком – и культурным и политическим. Люди моего поколения меня прекрасно поймут. В то время Америка была для нас оплотом мирового капитализма и рассадником зла. Политработник на еженедельных политинформациях рассказывал, что трудовой народ там поголовно угнетен кучкой капиталистов, а коренное население, индейцы, обитают лишь в строго ограниченных территориях резерваций. Я и до этого бывал за границей. За победы на областных олимпиадах по истории, эстетике и праву меня дважды награждали туристическими поездками в Болгарию и Румынию и, в общем-то, я чувствовал себя вполне подготовленным к восприятию иностранной действительности. Но я ошибся! Увиденное в Америке навсегда перевернуло мое представление о существующем вокруг меня мире, о людях, о правде и лжи. Рейс продолжался восемь месяцев. После Америки были Панама и Перу, масса впечатлений, еще больше размышлений и начало формирования какого-то нового взгляда на жизнь, совсем не похожего на тот, о котором писали в газетах. По возвращению я получил огромные по тем временам деньги – 60 рублей чеками ВТБ, на которые в специализированных магазинах можно было купить заграничные товары, и 600 советских рублей. Из этих 600 половину нужно было отдать училищу, в котором я учился. То, что я жил в Мурманске, окончил мореходку, рано начал свою самостоятельную трудовую жизнь, все это сыграло огромную роль в моей дальнейшей судьбе. - А что было дальше? Были следующие рейсы? - После окончания мореходной практики я был призван в воздушно-десантные войска. В детстве и юности я усиленно занимался спортом. Биатлон, бокс, не плохой английский - видимо это стало для моих отцов-командиров решающим фактором при моем распределении. Прошел обучение в учебном спецподразделении ГРУ и попал служить в Забайкальский военный округ. Отслужил там два года и уволился в звании старшины разведроты. Служба была у меня боевая. В то время министром обороны был Дмитрий Язов. Меня, по представлению командования, в числе пяти военнослужащих округа отправили в Москву и наградили именным подарком и месяцем отпуска, что по тем временам для солдата было просто немыслимо. Демобилизовавшись, я вернулся в Мурманск и, не дождавшись окончания положенного после службы двухмесячного отпуска, сразу пошёл на флот. Начались трудовые будни, вахта за вахтой. Я досконально изучил и еще больше полюбил свою профессию - стал настоящим профессионалом. Избороздил практически весь Мировой океан, повидал множество стран, побывал на всех континентах. Я действительно болел морем, романтикой, чувствовал себя на своем месте. Моя мечта осуществилась - я стал моряком. Я был счастлив! - Почему же оставили флот? Устали? Надоело? - Нет, не надоело - наступили 90-е. Флот стал разваливаться, платить зарплату перестали, народ стал разбегаться по разным флотам, под другие флаги. К тому времени я уже был женат, у нас родился сын. Нужно было обеспечивать семью, воспитывать ребенка, и я решил остаться дома. И снова мне повезло: один из крупных местных бизнесменов предложил работу. Очень крупная была компания. Я занимался организацией розничной и оптовой торговли, имея в подчинении около двухсот человек. Мне тогда было 24 года. Нужно было наладить снабжение овощами и фруктами Мурманска и области, осуществлять поставки продовольствия по программе «Северного завоза». В то время сельское хозяйство было в загоне, старые связи с поставщиками овощей и фруктов были безвозвратно потеряны, каждый выживал как мог. Я поехал искать поставщиков в соседнюю Финляндию, благо до границы было меньше трехсот километров. Добравшись на автобусе до Рованиеми – места, где живет Санта Клаус, я в первый же вечер познакомился в кафе с финном, с которым в последствии мы проработали семь лет. Занимались поставками картофеля, овощей и фруктов в наш регион. Интересное было время. Я исколесил всю Финляндию. До этого я не сталкивался с сельским хозяйством, а тут мне пришлось досконально изучить эту отрасль при чем на примере работы передовых финских фермеров. К тому времени я уже организовал собственное дело и, как мог, использовал полученный опыт. Таких понятий, как менеджмент, ритейл, логистика в нашем деловом обороте еще не существовало, зато были «крыши», «разборки», «стрелки»... В лихие 90-е всё это я испытал на себе. В непростых постсоветских условиях, когда правового поля ещё не существовало, выживал сильнейший. - То есть, Вы бизнесмен-самоучка? - Не совсем. На каком-то этапе я стал ощущать нехватку специальных знаний, необходимых для развития бизнеса. Поступил в Москве в Академию им. Плеханова (ныне РЭУ им. Г.В. Плеханова), на вечернее отделение на специальность «Бухгалтерский учёт и аудит». Пришлось жить на два города, с понедельника по пятницу - учеба, а на выходные лечу в Мурманск, контролирую работу компании. Постепенно сформировалась команда управленцев, появилась возможность передать свои полномочия по оперативному управлению бизнесом команде единомышленников. Надо сказать, что успех любого предприятия на 100% зависит от людей, в нем работающих, от их профессионализма и ориентированности на результат, от сплоченности и готовности служить общему делу. Мне всегда везло с людьми, многие из тех с кем начинал, работают в моей команде до сих пор, а это уже почти четверть века. Так я большую часть времени стал проводить в Москве, обрастать здесь связями. За три с половиной года экстерном окончил институт, поступил в аспирантуру. В 2005 г. защитил диссертацию по экономике. Тема, на мой взгляд, была преинтерейснейшая: я изучал развитие и становление налоговой системы Российской империи в пореформенный период. С предпринимательством тоже все было в порядке: вертикально интегрированный холдинг, который занимается строительством промышленных помещений, складов, офисных центров и сдачей их в аренду, оказанием услуг по хранению, транспортировке. То есть всем тем, что сейчас называется логистикой. Мы сами построили спортивный клуб, по тем временам очень высокого уровня. Никто в Мурманске не верил в этот проект, потому что в него закладывались высокий уровень сервиса и высокие цены. Авторитетный мурманский экономист говорил мне: У тебя не будет это работать – никто в него не пойдёт. Но проект окупился за 2,5 года. Это оказался самый успешный наш проект. В этом году клубу исполняется 15 лет. - А как Вы занялись общественной деятельностью? - Э, скорее, можно назвать «походом во власть». В 2006 г. губернатор предложил мне работу в Правительстве Мурманской области. Предложил возглавить Представительство региона в Москве при Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. Должность была около года вакантной, искали подходящего человека. Я согласился, потому что понял, что это хорошая возможность для моего развития. Заступил на эту вахту и три с половиной года мы усиленно работали, продвигая регион, пытаясь развивать туристическую отрасль и, разумеется, экономику региона. Было много интересных проектов. Например, совместно с ОРТ сделал документальный фильм о Мурманской области. Фильм был пилотным для телеканала, после него они запустили целую программу Регионы России. На это же время пришлась работа по подготовке соглашений, связанных с развитием Штокмановского газоконденсатного месторождения, работа в правительственной комиссии по Шпицбергену, в комиссии по рыболовству, в думской комиссии по развитию Арктики. Отмечу, что в работе по всем вопросам мы очень тесно взаимодействовали с Правительством РФ и Администрацией Президента. Прошли эти три с половиной года, поменялся губернатор, соответственно обновилась вся команда. Я остался без работы. Три года не мог найти что-то интересное, по душе, поэтому пошёл опять учиться, на этот раз в Российскую Академию Госслужбы (РАГС). Успешно изучил курс Государственного и Муниципального управления. После чего мне предложили работу в госкомпании «СГ-транс». - Это было для Вас совершенно новым направлением деятельности? - Да, ведь никогда в жизни я с газом не работал. Но быстро вник. «СГ-транс» – одна из старейших в стране госкомпаний, монополист в области перевозки сжиженного газа. Кроме перевозки, она занималась хранением СУГ и его реализацией. У нас по регионам было 14 баз хранения со своей сетью газозаправочных станций. Я как раз занимался направлением, связанным с работой этих баз и реализацией сжиженноогаза. Объездил все филиалы, страну посмотрел. В подчинении у меня было более двух тысяч человек. Компания работала превосходно, год от года улучшая финансовый результат и, соответственно, увеличивая размер отчислений в бюджет государства. Работая здесь, я в который раз убедился, что успешность бизнеса полностью зависит от людей которые им занимаются. В обществе сформировалось мнение, что государство не эффективный собственник, что частные компании управляются лучше и результаты их работы выше... Не буду спорить, но исходя из собственного опыта, могу сказать, что эффективность работы нашей компании не раз заслуживала одобрения конкурентов. А а это самый высокий критерий оценки работы в бизнес-сообществе. Еще одним подтверждением моих слов может являться тот факт, что при проведении конкурса по продаже «СГ-транс» государство получило очень хорошую премию к рыночной стоимости компании и пополнило бюджет страны. Появился новый собственник, с ним в бизнес «влилась» новая команда эффективных управленцев - я снова остался без работы. Полтора года был не у дел, потом нашел применение своим знаниям в Московской коллегии адвокатов. У меня жена - адвокат. Многим клиентам необходима не только юридическая помощь, но и консультации, связанные с экономикой и ведением бизнеса. Поэтому мы стали развивать это направление, чем до сих пор и занимаемся. Это стык юридических и экономических вопросов, поэтому я снова пошёл учиться, чтобы получить знания в области юриспруденции, и сейчас учусь в МГЮА им. Кутафина. Это ведущий профильный вуз страны. - А зачем Вы идёте в депутаты? - Ответ вытекает из всей моей предшествующей жизни. Получив неплохое образование, богатый жизненный опыт, пройдя вместе со своей страной трудные времена, у меня возникло ощущение, что Россия дала мне очень много, и пришло время отдавать долги. Для меня саморазвитие, духовное развитие тесно связано со служением, отдачей накопленного потенциала людям. Я патриот и горжусь своей державой, хочу, чтобы она процветала. Я чувствую себя готовым к этому служению. Можно долго полемизировать, как люди живут в стране, хорошо или плохо, мнение у всех разное, для меня важно, что делается ровно сейчас, в данный момент. Поэтому в данный момент у меня есть громадный посыл помогать людям. Но будучи прагматиком, я понимаю, что реализовать свой потенциал с максимальным эффектом я могу только на высоком уровне. Не вижу для себя большого смысла заниматься этим на уровне поселения. Считаю, что максимальный эффект приложение моих сил и знаний даст именно на федеральном уровне. Задача депутата любого уровня, на мой взгляд состоит в том, чтобы обеспечивать надежную, бесперебойную, высокоскоростную связь между гражданами страны и государственным аппаратом. Кроме того, осуществлять контроль за качеством работы исполнительной власти и точной и своевременной работой власти законодательной. На первый взгляд это может показаться скучной, малоэффективной и рутинной работой, но эта та работа, которую нужно делать не от случая к случаю, а каждый день и результат не заставит себя ждать. - Игорь Вадимович, Вы идёте на выборы под лозунгом присоединения части Московской области к Москве. В чём экономический и социальный смысл этой инициативы, и каковы её перспективы? - Я уже давно не хожу под лозунгами. Все, что я предлагаю, это проработанные идеи, основанные на экономическом анализе и призванные служить единственной цели - улучшению жизни людей. На первый взгляд может показаться, что мы хотим присоединить Одинцово к Москве, стереть границу и, возможно, даже снести для этого часть МКАД. Это не так. Для меня самое главное, чтобы люди, живущие в Одинцовском районе, социально были уравнены в правах с жителями Москвы. Мы прекрасно понимаем, что административная граница для людей достаточно условна. Расходы, которые несут жители Одинцовского района, сопоставимы с тратами москвичей. Получается, что тратим мы как в Москве, а зарабатываем, как в Одинцово. Я считаю это неправильным. Еще одна мысль, которая не дает мне покоя, это вопрос перенаселения Москвы. Создавая более привлекательные условия жизни в области, мы тем самым запустим механизм возврата людей из города в пригород, в деревню, на село, где и места больше, и дышится легче, и можно каждому найти занятие по душе. Чтобы каждый желающий смог от чистого сердца сказать о себе словами из песни «Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера». - Чем Вы увлекаетесь? - Я бы ответил, что семьей – но это не увлечение, это – любовь и ответственность. Так что могу сказать, что увлекаюсь спортом. Люблю путешествия, но стараюсь как можно больше времени проводить с семьёй. Сын, конечно, уже взрослый, а вот три дочки и любимая жена – те, кто каждый день рядом, кому хочется уделять время и эмоции, советовать и помогать. Ответственность за семью у меня огромная. Кстати, страна - тоже большая семья, и я понимаю, как важно уделять внимание каждому, честно и искренне. Что же касается путешествий... В поездках по миру с интересом изучаю, как устроено взаимодействие института государства с его гражданами. Для меня любые взаимоотношения с людьми – это учёба. Я всегда воспринимаю любого человека, которого встречаю в своей жизни не как случайность, а как возможность научится чему-то новому. Я вижу в этом возможность постараться больше понять себя, и в то же время отдать то, чем действительно могу быть полезен людям.
