Завод в России. Якорь или парус?
В богатые нефтяные годы по всей России построили огромное количество автомобильных производств: от калининградского «Автотора» до приморского «Sollers - Дальний Восток», на мощностях которого еще недавно собирали Toyota Land Cruiser Prado. «Черное золото» подешевело, благосостояние отечественных покупателей сократилось, а заводы остались. Как сегодня выглядят сборочные цеха? Покупают ли в России новые автомобили? Что делать с накопившейся продукцией, зарплатным фондом и вложенными миллиардами? Неужели предприятия станут якорем, отправляющим инвестиции на дно? Или наоборот, подобно парусу, позволят идти к цели даже со слабым попутным ветром? Все эти вопросы мы задали компании Mitsubishi, производящей кроссоверы Outlander на собственной сборочной линии калужского завода PSMA Rus. Вместо ответа нам предложили экскурсию по конвейеру. Увидеть всегда лучше, чем услышать и, тем более, прочитать. Поэтому добро пожаловать на фотоэкскурсию по заводу ПСМА. Раньше у «Митсубиши» было два «отечественных» автомобиля: до недавнего времени в Калуге собирали еще и Pajero Sport. Смена поколений в тандеме с экономическим пике российского рынка разгрузили конвейер – новый «Спорт», который станет вершиной продуктовой линейки японского бренда, сначала будут возить из Таиланда. Как только отметка в пять тысяч годовых продаж будет пройдена, машина встанет на конвейер в Калуге. Технически, завод готов к новой модели уже сегодня. У нас принято отправлять большой Pajero на пенсию не реже двух раз в год. Однако внедорожник продолжает находить своего покупателя, посему его и дальше будут продавать. И пусть работы по новому поколению приостановлены, это не означает, что на «Паджеро» поставлен крест. А вот с кроссовером ASX дела обстоят хуже: в связи с упавшим до земли курсом национальной валюты, автомобиль получается на выходе дороже, чем старший Outlander. Поэтому его не будут привозить до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Говорят, что рынок наконец-то нащупал дно, и не сегодня – завтра начнет карабкаться в гору. Банки рапортуют об увеличении спроса на автокредиты, а производители «стучат по столу» и надеются на стабилизацию спроса. И первыми развернуть паруса, то есть нарастить объемы и предложить выгодную сделку, смогут те, у кого есть производство в России. Особенно, если на конвейере «цепь не заржавела».
