Олег Костючок: «Большую роль в формировании потребительского спроса играют программы с автопроизводителями»

Рынок лизинга, несмотря на положительную динамику в первом полугодии, еще не вступил в период устойчивого роста, но клиенты уже демонстрирует умеренное укрепление положительных ожиданий и готовность использовать лизинговое финансирование для обновления автопарков. О факторах, поддерживающих эту тенденцию, влиянии грядущих реформ на отрасль и главных задачах своей компании в текущих условиях рассказал порталу Банки.ру генеральный директор лизинговой компании CARCADE (ООО «Каркаде») Олег КОСТЮЧОК. — По предварительным данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), рынок лизинга в первом полугодии 2016 года вырос примерно на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Означает ли это, что рынок уже оттолкнулся от дна и дальше объем нового бизнеса сокращаться не будет? — Рост рынка лизинга по итогам полугодия — позитивное событие. Снижение ключевой ставки ЦБ, стабилизация курсов валют и антикризисные меры правительства способствовали активизации рынка. На мой взгляд, говорить о том, что рынок «оттолкнулся от дна» или вступил в период устойчивого роста, все же преждевременно. Уместно констатировать скорее тенденцию к восстановлению отрасли. Об устойчивой позитивной динамике можно будет говорить в случае достижения рынком результатов по новому бизнесу на уровне 2014 года. — Что повлияло на отрицательный, согласно данным RAEX, прирост нового бизнеса в первом полугодии у вашей компании? — В первом полугодии CARCADE сократила объемы нового лизингового бизнеса, что связано с объективными причинами. На определенном этапе владелец планировал внести изменения в структуру собственности компании, что совпало с экономическим кризисом и сжатием рынка лизинга. Разумеется, это существенно затруднило привлечение средств для фондирования новых лизинговых сделок. Отмечу, что речь не шла об изменении уровня доверия к компании, так как CARCADE обладает устойчивой репутацией надежного партнера. С середины второго квартала компания вернулась к активным продажам. Ситуация с привлечением внешнего финансирования также изменилась к лучшему. Во втором квартале мы разместили на ММВБ выпуск облигаций на 2,5 миллиарда рублей, а в третьем квартале привлекли новые кредитные линии банков-партнеров. Для финансовых институтов СARCADE по-прежнему является высококачественным заемщиком, а для клиентов — надежным автолизинговым партнером. Это один из главных ориентиров в работе компании. — Как бы вы могли охарактеризовать текущую ситуацию в сегменте автолизинга? — Ситуация в автолизинге стабилизировалась. Малый и средний бизнес — основной потребитель автолизинговых продуктов — демонстрирует умеренный рост положительных ожиданий и готов использовать лизинговое финансирование для обновления автопарков. — Свою роль в этом, видимо, сыграла запущенная в 2015 году госпрограмма поддержки автолизинга, которая действовала и в текущем году? — Запуск госпрограммы в 2015 году стал, пожалуй, самым важным событием для всего рынка автолизинга. Механика программы отвечает интересам и лизингополучателей, которые могли приобретать необходимый для бизнеса транспорт на действительно льготных условиях, с 10-процентной скидкой, и лизинговых компаний, получивших в наиболее сложный период дополнительное количество договоров. — Какое влияние (в цифрах) программа господдержки оказала на деятельность вашей компании? — По программе льготного лизинга в 2015—2016 годах CARCADE передала своим клиентам более 2,3 тысячи единиц автомобилей отечественной сборки, обеспечив им экономию примерно в 300 миллионов рублей за счет скидок. Отмечу, что, согласно результатам опроса клиентов нашей компании, принявших участие в программе, 38% из них до запуска льготного лизинга не планировали приобретать новый автотранспорт или хотели купить автомобили зарубежной сборки. — Насколько критичным для отрасли будет завершение программы? — Завершение льготного лизинга — 2016 в августе не стало критичным для отрасли. Думаю, что все лизингодатели — участники программы изначально просчитали, что тот объем финансирования, который был выделен на льготный лизинг (5 миллиардов рублей на компенсацию выпадающих доходов лизинговых компаний), будет выбран к середине третьего квартала. Исходя из этого лизингодатели и планировали свои дальнейшие действия. Госпрограмма — это прежде всего антикризисный инструмент. Сейчас автолизинг демонстрирует умеренно позитивный тренд, и возрастает роль сугубо рыночных факторов. Кроме того, действие программы в ее последней редакции распространяется только на LCV и коммерческий транспорт отечественной сборки и не охватывает, к примеру, такие интересные и высокодоходные сегменты, как легковые автомобили бизнес-класса или премиум-сегмент. Напомню, что, помимо известной программы льготного автолизинга, на уровне регионов действуют программы поддержки МСБ, предусматривающие субсидирование лизинга коммерческого транспорта. За счет господдержки затраты лизингополучателя на приобретение транспорта (даже с учетом удорожания по лизингу) могут быть ниже стоимости автомобиля в дилерском центре. Также большую роль в формировании потребительского спроса играют совместные программы лизинговых компаний с автопроизводителями. Для клиентов такие программы создают наиболее выгодные условия лизинга автомобилей определенного бренда. Так, в июне CARCADE и Porsche запустили партнерскую программу лизинга Porsche Financial Services, которая дает ряд дополнительных преимуществ при лизинге Porsche для предпринимателей и юрлиц. Уже сейчас мы фиксируем повышенный интерес клиентов к лизингу автомобилей этого бренда. Отмечу, что CARCADE первой из российских лизинговых компаний стала работать с автопроизводителями в формате Private Label, что предполагает совместную работу по созданию дополнительных преимуществ для лизингополучателей. С 2011 года CARCADE является российским провайдером программы Jaguar Land Rover Finance Leasing. С 2012 года наша компания — провайдер программы Volvo Car Leasing. — Изменилась ли за последнее время расстановка сил на рынке автолизинга, доли крупнейших игроков? — В течение последних четырех-пяти лет лизинговые компании с госучастием ежегодно наращивают рыночную долю, в том числе и в розничных сегментах. Вместе с тем есть определенные сигналы о том, что на фоне снижения прибыльности материнских госкорпораций их лизинговые «дочки» будут пересматривать свою стратегию и сократят активность в лизинговой «рознице». Считаю, что розничный сегмент лизинга — это поле деятельности и конкуренции прежде всего частных лизинговых компаний, тогда как госкомпании должны сосредоточиться на финансировании крупных проектов. — Как вы оцениваете текущую ситуацию в сегменте автолизинга для физических лиц? Усиливается ли в нем конкуренция, будет ли расти число игроков? — Ситуация в экономике негативно повлияла на развитие автолизинга для физлиц. В 2013—2014 годах о выходе на этот рынок заявили несколько федеральных компаний. С тех пор список операторов, реально предоставляющих эту услугу, не увеличился. Автолизинг для физических лиц получил определенное распространение в Москве и Санкт-Петербурге, однако практически не доступен жителям регионов. Подавляющее большинство частных лиц по-прежнему предпочитают привычные автокредитные инструменты. — Каковы ваши результаты и планы в этом сегменте? — Несомненно, у этой услуги есть большой потенциал. В том случае, если физлица получат налоговые преференции по лизингу, автолизинг для этой категории потребителей может составить серьезную конкуренцию автокредитованию. Мы внимательно следим за этим рынком, но в настоящее время фокусируемся на услугах финансовой аренды автомобилей для предпринимателей и юрлиц. — В прошлом году обсуждалась возможность покупки компании CARCADE — сначала группой «Бин», потом группой Форус Банка, но потом сообщалось, что Getin Holding, ваш акционер, продолжит развивать лизинговый бизнес в России. С чем связано это решение? Является ли оно окончательным или CARCADE все же может сменить владельца? — Вопрос о продаже CARCADE на сегодня снят с повестки дня, что связано с пересмотром Getin Holding S. А. перспектив развития рынка автолизинга в России. — Функционирование лизинговой компании в составе более широкой финансовой группы (с участием, например, контролирующего банка) дает какие-то преимущества в условиях кризиса? — Функционирование компании в составе мощной финансовой группы (а в нашем случае это европейская финансовая группа, имеющая опыт ведения бизнеса в странах ЕС), безусловно, имеет большие преимущества. Отмечу, что функционирование лизинговой компании как одной из составляющей бизнеса контролирующего банка дает определенную поддержку во время кризиса — такая лизинговая компания имеет более простой и дешевый доступ к финансовым ресурсам материнского банка. Но это преимущество ограничивается возможностями контролирующего банка, в отличие от сугубо рыночных компаний, которые могут получить доступ к финансированию не у одного банка, а у пула кредитных партнеров. CARCADE развивается как частная компания, которая пользуется предложениями банков, работающих в сегменте корпоративного кредитования. — Сейчас обсуждается возможность введения регулирования на лизинговом рынке. Насколько это, на ваш взгляд, целесообразно? — Заявленные ЦБ и Министерством финансов инициативы (внедрение элементов системы отраслевого регулирования, создание универсальных стандартов оценки лизинговых компаний и «диджитализация» лизинга) заслуживают положительной оценки. Их поэтапная реализация должна принести для отрасли лизинга реальную пользу. Государство делает на лизинг определенную ставку в рамках программ стимулирования многих отраслей реального сектора экономики, поэтому заинтересовано в том, чтобы рынок лизинга стал более прозрачным и менее рисковым. CARCADE заинтересована в том, чтобы реформы дали лизингу новые возможности для развития, а ЦБ стал главным регулятором и «единым окном» для участников рынка, тогда как в настоящее время лизинговые компании поднадзорны как минимум трем различным контролирующим органам. — Какие меры, формы регулирования могли бы дать наибольший положительный эффект? — Из предложенного пакета реформ отдельно выделю инициативу создания единых стандартов оценки лизинговых компаний в соответствии с ключевыми универсальными показателями. Похожая система существует в банковском секторе. Единые стандарты оценки участников рынка объективно сделают лизинг более прозрачным и инвестиционно привлекательным рынком. — Можно ли в случае ужесточения надзора ожидать перестановок на рынке: например, ухода более мелких игроков, смещения спроса в сторону госкомпаний и т. п.? — Реализация реформ не должна привести к изменению структуры рынка или уходу с него большого количества участников. Ожидается, что изменения все же будут внедряться постепенно, и у лизинговых компаний будет время, чтобы поэтапно менять внутренние бизнес-процессы без каких-то существенных рисков. CARCADE обладает всей необходимой инфраструктурой для того, чтобы соответствовать новым требованиям. Компания с 2004 года отчитывается по МСФО, проводит аудит с привлечением внешнего аудитора, сотрудничает с международными рейтинговыми агентствами, реализует взвешенный подход к риск-менеджменту и выстраиванию внутренних бизнес-процессов. — Что вы думаете о создании реестра лизингового имущества — это внесет больше порядка на рынок или сложности лизингодателей перевесят позитивный эффект? И во сколько это обойдется лизингодателям? — Создание реестра лизингового имущества — часть большого проекта по «оцифровке» лизинга и созданию единой базы данных для всей отрасли. Необходимость в создании такой системы существует, однако есть ряд организационных, технических и финансовых вопросов, которые еще находятся в стадии обсуждения. Именно поэтому расходы на реализацию проекта «digital лизинг» сложно оценить. В том случае, если окончательная версия проекта и его просчитываемый эффект будут реально соответствовать ожиданиям лизингового сообщества, затраты на его реализацию со стороны лизинговых компаний нужно воспринимать как инвестиции в развитие. Подобные нововведения должны заранее широко обсуждаться с лизинговым сообществом. Иначе эффект от инициативы может быть спорным. Так, вступающий в силу с 1 октября закон, который устанавливает обязанность лизинговых компаний включать в единый федеральный реестр сведения о фактах деятельности юридических лиц, по целому ряду причин получил негативную оценку участников рынка лизинга. Соответствующее письмо было направлено в правительство РФ. Насколько мне известно, позиция лизингового сообщества была поддержана в том числе и Банком России. — Вы пришли на лизинговый рынок из банковского сектора — были ли какие-то нюансы работы в лизинговой компании неожиданными для вас, особенно сложными? — Каких-то действительно неожиданных нюансов не было: сфера принципиально не новая и похожа на банковскую. Когда в качестве генерального директора CARCADE я начал общаться с представителями банков-партнеров, новым ощущением было то, что я оказался по другую сторону стола переговоров. Сейчас эти эмоции ушли, но уверен, что банковский опыт помогает мне эффективно взаимодействовать с сообществом кредитных партнеров и говорить с ними на одном языке. — Какие значимые изменения уже внесены или планируется внести в порядок работы компании, ее стратегические цели после вашего прихода на пост генерального директора? — Стратегия компании остается неизменной: мы работаем в сегменте автолизинга и создаем для малого и среднего бизнеса нужные финансовые продукты с сопутствующими сервисами. При самом активном участии Getin Holding S. А. мы подготовили «дорожную карту» действий до конца года. В компании проведены оптимизация и перераспределение расходов, для того чтобы сфокусировать затраты на тех направлениях, которые напрямую связаны с развитием бизнеса. Обновлен состав топ-менеджмента, при этом обновление произошло за счет внутренних ресурсов CARCADE: в состав правления вошли менеджеры, имеющие многолетний опыт работы в компании, по-настоящему знающие ее «изнутри». — Вы отмечали в числе приоритетов наращивание рыночной доли компании и развитие инноваций — как идет реализация этих планов? — Даже в период временного снижения рыночной активности компания не прекращала работу по созданию новых решений для клиентов. Инновации направлены прежде всего на клиентский сервис, расширение спектра услуг и повышение их качества. Мы создаем и совершенствуем те опции, которые клиент может активировать в период автолизинга в интересах собственного бизнеса. Речь идет о сокращении времени на оформление сделки и уменьшении предпринимательских рисков в период автолизинга. — Каковы ваши прогнозы для рынка лизинга в целом, сегмента автолизинга, компании CARCADE на текущий год? — В легковом сегменте автолизинга (легковые автомобили и LCV) новый бизнес может вырасти на 10—12%, тогда как рынок лизинга коммерческого транспорта покажет более скромные результаты — рост на 5—7% по итогам года. Помимо роста нового бизнеса отмечу увеличение доли лизинга в покупках автотранспорта. Согласно нашим прогнозам, в лизинг приобретается до 5% всех легковых автомобилей (в 2015 году — 4,2%) и около 60% грузовиков (годом ранее — 56%). В Европе именно в лизинг приобретается до 70% всех автомобилей — эти данные говорят о том, что у российского рынка автолизинга есть большой потенциал для дальнейшего развития. Главные задачи для CARCADE на сегодня — выстроить взаимоотношения с кредиторами и инвесторами, чтобы качественно улучшить ситуацию с фондированием в условиях турбулентности в экономике и отрасли. Все это позволит компании в ближайшее время вернуть позиции на рынке. Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА, Banki.ru