Проблемы в судоходной отрасли ударили по банкам

Слишком много кораблей и слишком мало торговли: 31 августа Hanjin Shipping, крупнейший контейнерный перевозчик в Южной Корее и седьмой самый большой в мире, объявил о банкротстве. Компания, которая ежегодно перевозит более 100 млн тонн грузов и имеет флот из примерно 150 контейнеровозов, последние пять лет фиксировала лишь убытки. Hanjin Shipping оказалась в безвыходном положении во многом благодаря затянувшемуся глобальному спаду, медленному росту международной торговли и избыточным мощностям в отрасли. Кредиторы Hanjin, возглавляемые государственным Korea Development Bank (KDB), отказались от каких-либо переговоров о реструктуризации долга, который на конец 2015 г. достиг 5,6 трлн вон ($5 млрд). Но в глубоком кризисе находится не только корейская компания, но и весь мировой торговый флот. Составляемый аналитической фирмой Clarksons индекс доходности, который охватывает основные типы судов (сухогрузы, контейнеровозы, танкеры и суда для перевозки сжиженного природного газа), достиг в середине августа самого низкого показателя за 25 лет. В среднем в первой половине 2016 г. спад составил 30% по сравнению с предыдущим годом и 80% по сравнению с пиковым показателем декабря 2007 г. Кроме того, по словам эксперта Clarksons Стивена Гордона, количество новых заказов у судостроительных заводов упало до минимума за 30 лет. Как видно по нетерпению KDB, проблемы отрасли сильно ударяют не только по грузоперевозчикам, но и кредиторам. В последние годы, по данным Petrofin, банки Азии расширили кредитование судоходных компаний. Однако на фоне замедления экономики Китая и депрессивного состояния мировой торговли они могут вскоре пожалеть об этом, полагает британский журнал The Economist. Что касается европейских банков, которые после финансового кризиса 2008 г. свели до минимума кредитование судоходных компаний, то они до сих пор подсчитывают убытки. Типичным примером является Landesbanken, сеть государственных региональных банков на севере Германии, работающая исключительно с юридическими лицами. Немецкие финансовые организации, традиционно имевшие среди своих клиентов большое количество морских грузоперевозчиков, в начале 2000-х гг. с большим энтузиазмом выдавали им кредиты, которые порой покрывали до 70% стоимости судна. Но затем разразился кризис. Petrofin подсчитала, что за период с 2010 по 2015 гг. ведущие банки Германии снизили объем "морских" кредитов на своем балансе со $154 млрд до $91 млрд. В 2012 г. Commerzbank, второй крупнейший банк страны, полностью перестал работать с заемщиками из этой отрасли. 31 августа Bremer Landesbank из города Бремен объявил о резерве в €449 млн на покрытие потерь по кредитам, выданным судоходным компаниям, что равно примерно одной пятой активов банка на конец 2015 г. Банк также сообщил об убытках в первой половине года на сумму €384 млн. В кредитном портфеле Bremer Landesbank займы морским грузоперевозчикам достигают €6,5 млрд (или примерно 30%). Не менее тревожная ситуация в другом банке - NORD/LB, который недавно объявил о резерве в €406 млн на возможные потери по выданным судоходным компаниям кредитам. Банк планирует сократить свой портфель займов этим клиентам с €19 млрд до €12 млрд. В прошлом месяце NORD/LB согласился продать кредиты на сумму €1,5 млрд частной инвестиционной фирме KKR и не названному государственному инвестиционному фонду.

Проблемы в судоходной отрасли ударили по банкам
© Вести Экономика