Автоюристы – кто они: реальные защитники или разрушители рынка?

Кто такие автоюристы? Специалисты по юридическим вопросам, связанным с оказанием помощи автовладельцам при ДТП и серьезных нарушениях. Они сегодня выезжают на место происшествия, проводят экспертизу, разыскивают свидетелей, проверяют документы, составленные в ГБДД, оказывают поддержку при лишении прав, а также общаются со страховыми компаниями о получении выплат по ОСАГО, еще занимаются урегулированием страховых споров, инициируют судебные дела, если взыскать ущерб в досудебном порядке не удается. Кроме того, берут на себя взыскание сумм, назначенных судом. В общем, именно они, зная все тонкости законодательства, помогают простым смертным получить деньги, если страховая отказывает в выплате или делает это не в полом размере. Проверенные автоюристы в большинстве случаев не берут предоплаты, а получают вознаграждение только по факту получения клиентом выплаты от страховой компании, что серьезно повышает привлекательность услуги. Как они это делают? Сегодня с участием автоюристов урегулируется до 50% всех страховых случаев. Такую оценку дают сами страховщики. При этом существует два варианта возмещения ущерба: досудебный и судебный. Если урегулировать вопрос выплат без суда не удается, то остается возможность получить средства через суд. В большинстве случаев суды считают всех автовладельцев слабой стороной судебного разбирательства, поэтому судебные споры редко разрешаются в пользу страховых компаний. По данным Российского Союза автостраховщиков (РСА), доля выплат автоюристам в общем объеме судебных выплат по ОСАГО выросла с 2011 по 2015 год с 15 до 43%. Вроде бы стоит порадоваться, ведь выигрывает в конечном итоге автовладелец. Однако не все так просто. Многие автоюристы предлагают автовладельцам переуступить право требования долга за сравнительно небольшие деньги и в дальнейшем все полученные по суду деньги кладут уже в собственный карман. Причем суммы эти несопоставимые. Как работает схема? Автовладельцу предлагается 5 – 10 тыс. рублей прямо на месте ДТП. Недобросовестный «юрист» рассказывает историю о том, что получить выплату в страховой компании почти невозможно и гораздо выгоднее «продать» право требования сейчас за несколько тысяч рублей, забыв о происшествии. Многие автовладельцы верят мошенникам и соглашаются на сомнительную сделку, при этом теряя часть денег (при урегулировании страхового случая могли бы получить в страховой компании стоимость реального ущерба). Есть еще один подводный камень, о котором мало кто из автолюбителей знает. Оказывается, переуступив автоюристам права требования по своему страховому случаю, автовладельцы обязаны в дальнейшем уплатить налог с той суммы, которую автоюристы получат через суд. Во многих случаях сумма налога может превысить полученную от автоюристов сумму. После заключения договора цессии автоюристы делают подложные калькуляции на выплату, суммы в которых завышены в несколько раз относительно реальной стоимости ремонта, а дальше, используя различные схемы, готовят дело для передачи в суд, куда также добавляют завышенные в несколько раз суммы на представительские расходы и на составление калькуляции по ремонту. Кстати, все более распространенной становится схема, когда по уже выплаченному страховщиком убытку заявляется требование доплаты: дополнительно взыскиваются суммы за представление интересов истца в суде, за экспертизу, неустойку за каждый день просрочки, штраф от суммы «недоплаты» и моральный вред. При этом практически все дополнительные взыскания идут в карман автоюристу, а не клиенту. Средний убыток по ОСАГО может быть увеличен «автоюристом» вдвое и более. По оплаченному убытку заявляется требование небольшой доплаты, например, 2 тыс. рублей. Дополнительно 15-18 тыс. рублей выставляется за представление интересов истца в суде, 15-25 тыс. рублей – за экспертизу, плюс неустойка 1% за каждый день просрочки (неустойка может составлять очень существенную сумму). Добавим штраф 50% от суммы «недоплаты» и моральный ущерб (размер выплаты по факту от 5 до 10 тыс. рублей). Конечно, подобные калькуляции характерны для недобросовестных юристов. Проверенные юридические компании не станут заключать договоры цессии, работая на условиях «оплаты за результат». Если клиент получил результат, он выплачивает процент от фактически полученных им денег. Обычно это около 20-30%. Получая гонорар, юрист заинтересован получить максимальный результат для клиента. При этом последний не должен платить никаких скрытых комиссий (только то, что указано в договоре с юрфирмой). Сколько отсудили автоюристы и сколько достанется автовладельцам? Эксперты аналитического центра НАФИ подсчитали, что по договорам ОСАГО, заключенным в 2015 году, порядка 21,9 млрд рублей составят выплаты по суду. Из них свыше 9,4 млрд рублей получат автоюристы. «Это выплаты, которые будут проходить по договорам цессии, либо на основании доверенности. То есть автовладельцы не увидят из этих денег ни копейки, – подчеркивает управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев . – При росте выплат на 10%-12% в 2016 году потенциальный размер ущерба от деятельности недобросовестных «автоюристов» (размер нестраховых судебных выплат) в 2016 году составит от 13 до 15 млрд рублей». Только в Москве и Московской области в 2015 году автоюристы отсудили у страховщиков 1 млрд рублей, сообщили в РСА. В следующем году эта сумма может составить 1,4 млрд рублей. Причем около 11% от выплат в Москве идут в карман недобросовестным автоюристам. ТОП-5 уловок автоюристов для выманивания денег у страховщиков (по версии «АльфаСтрахования») : 1. Иногда автоюристы представляются федеральными аварийными комиссарами или просто аварийными комиссарами. Это неправда, на федерльном уровне нет такой структуры. И никогда не было. Назвать их аварийными комиссарами в настоящем смысле этого слова нельзя – ведь они не занимаются помощью в оформлении ДТП на месте – их задача просто перекупить претензию одного физлица к другому (у пострадавшего в ДТП). 2. Приезжают на место ДТП сами, без вызова, навязывают свои услуги. 3. Они рассылают смс с обещанием заплатить за информацию о случившемся ДТП. 4. Обещают получить в СК заведомо завышенные суммы. При этом мастерски умеют уговаривать. 5. На месте ДТП кроме обещаний и подписания договора цессии (продажа долга от ДТП) не дают клиенту ничего. В итоге клиент вместо того, чтобы получить в СК возмещение (или ремонт ТС), длительное время ожидает решения вопроса о выплатах, не понимая ни суммы, ни примерные сроки. Какие угрозы стоят перед автовладельцами и рынком ОСАГО? Деятельность автоюристов может привести к резкому снижению доли ОСАГО в портфеле порядка 20 российских страховых компаний. Часть из этих компаний сдаст лицензию на ОСАГО, либо покинет рынок через банкротство. Для автолюбителей такая ситуация тоже не сулит ничего хорошего, ведь она провоцирует дефицит полисов, в особенности в так называемых «проблемных» регионах. Об этом свидетельствуют результаты масштабного исследования структуры рынка «автоюристов», завершенного в августе 2016 года аналитическим центром НАФИ. Например, уже сейчас в Краснодарском крае едва ли получится купить полис ОСАГО, просто зайдя в страховую компанию. Скорее всего, там сошлются на отсутствие бланков. Своим клиентам страховые компании рекомендуют обращаться за оформлением полиса за две недели до окончания срока действующего. Если сделать посменно, страховщик не имеет право отказать и должен в любом случае заказать и доставить бланк. Мнения экспертов Директор департамента продаж дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Алексей Власов: В результате деятельности автоюристов растут судебные расходы страховщиков, повышается убыточность по автострахованию, растет загрузка судов, развивается страховое мошенничество и недовольство людей страховщиками. Так как эти доходы не заложены изначально в тариф, в ряде регионов рынок получил отрицательный финансовый результат. Это, конечно, вынуждает страховщиков искать способы минимизации выплат, продаж и так далее. Таким образом, развитие института автоюристов приводит к разрушению рынка, причем не только рынка ОСАГО, но и всего рынка розничного страхования – страховщики, оперируя реальным увеличением выплат, добиваются от регулятора увеличения тарифов, клиенты страдают как от их повышения, так и от отсутствия возможности купить полис в убыточных регионах, ряд страховщиков рассматривают возможность сдачи лицензии. При сохранении тенденции тарифы продолжат расти, от чего будут страдать как клиенты, так и страховщики, поскольку повышение тарифов не компенсирует убытки прошлых периодов. Гендиректор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль», президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников: Страховые компании намеренно раздувают проблему автоюристов, чтобы «заболтать» реальные проблемы рынка ОСАГО. А реальные проблемы – это завышенные тарифы на фоне заниженных выплат. Плюс к этому массовые нарушения даже на стадии заключения договоров ОСАГО (саботаж электронного полиса ОСАГО, неверное применение скидок за безаварийность (КБМ), навязывание дополнительных услуг). За последние два-три года страховщики кого только не обвиняли в своих бедах - от Правительства и Госдумы до Верховного суда. Теперь очередь дошла до юристов. Непонятно только, а что мешает страховым компаниям платить автовладельцам по закону. Если около 500 тыс. исков в год удовлетворяют суды в пользу клиентов по страховым спорам, это значит, что минимум в год 500 тысяч раз страховые компании нарушили закон. Единственный результат, которого достигнет эта антикампания, так это тиражирование недобросовестных практик по всей стране. Кстати, в мае был запущен робот-автоюрист , который бесплатно помогает автовладельцам оспорить неверный КБМ, взыскать утрату товарной стоимости (УТС) и урегулировать ДТП по Европротоколу без риска получить отказ.

Автоюристы – кто они: реальные защитники или разрушители рынка?
© Рамблер
Рамблер: главные новости