в благотворительное ЖКХ уже не удивляют редактора отдела бизнеса Владимира Дзагуто В этом году ФАС, по-моему, всерьез ввязалась в борьбу за первенство в соревновании "самая экзотическая новация в тарифообразовании". Об одной такой идее вчера напомнил "Интерфакс", цитировавший письмо главы консультативного комитета "Росводоканала" Германа Хана вице-премьеру Дмитрию Козаку. Речь шла о предложении ФАС, оформленном еще в августе в виде проекта постановления об отказе от включения прибыли при расчете тарифов ЖКХ (в тепло- и водоснабжении, водоотведении и сборе мусора). Господину Хану эта идея ожидаемо не нравится, в частности, потому, что лишит инвесторов "гарантированного и прозрачного дохода" и будет оценена как "кардинальный пересмотр госполитики". Полагаю, что про грядущий пересмотр госполитики наиболее крупный частный инвестор в российские водоканалы погорячился: основные тарифные новации ФАС давно учитывают интересы и доходы инвесторов по остаточному принципу. Так можно интерпретировать и готовность отказаться от RAB-тарифов в электросетях, и возврат либерализованных было стивидоров на регулируемые тарифы. Мотивация ФАС при этом по-своему логична. Например, в случае "бесприбыльного ЖКХ" ведомство говорит о том, что резервы инвестора должны быть найдены в экономии ресурсов. То есть сколько расходов урежешь -- все твое, и ФАС предлагает сохранить собственнику эту сэкономленную маржу на долгосрочный период регулирования. Но, во-первых, такой подход "экономия оставляется в компании" предлагался монополиям и ранее -- например, такая идеология была и в тех же RAB-тарифах. На практике же игроки предпочитали заранее поднимать свои тарифы, раздувая инвестпрограммы. В итоге регулятору пришлось выбирать лучшее из двух зол: либо инвестиции и рост тарифов, либо отказ от интересов инвесторов с торможением нагрузки на потребителей. Во-вторых, все же не очень понятно, почему при новой схеме "благотворительного ЖКХ" следует ожидать прихода хоть каких-то новых собственников в этот муниципально-государственный сектор. Ведь вряд ли ранее частные инвесторы сами отказывались от извлечения доходов из управления компаниями ЖКХ за счет экономии затрат. Позиция ФАС мне кажется фактическим признанием того, что регуляторы не способны проверять обоснованность тарифных заявок в ЖКХ. Но это и не новость: любое установление тарифа превращается в торг с монополией, целью которого является удержание роста ставок в пределах обещанных государством темпов. Да и новая схема, по-моему, выглядит как официальное признание того, что все доходы в ЖКХ -- это легализация маржи, ранее искусно запрятанной в плановых расходах. Что, в свою очередь, можно расценить как объявление любого такого бизнеса исходно нелегальным.

Правила игры
© Коммерсант