Юрий Ладыгин: Дальний Восток — на пороге серьезных перемен

Начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин рассказал ТАСС о том, как оформляют алмазы на территории свободного порта Владивосток, что в 2016 году падение товарооборота на Дальнем Востоке наконец-то замедлилось и как членство в ВТО мешает выполнению планов таможни. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — это больше трети территории России. При этом на развитии региона сказывается отдаленность от центра, слабая развитость инфраструктуры, небольшая численность населения — всего 6,2 млн человек. Несмотря на это, потенциал региона огромен. Дальний Восток имеет выгодное экономико-географическое положение, обусловленное близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличием крупных морских портов и двух крупных железнодорожных магистралей: Транссибирской и Байкало-Амурской. Сегодня Дальний Восток находится на пороге серьезных перемен. Регион признан одним из приоритетов долгосрочной государственной политики России. Здесь реализуются масштабные проекты развития и модернизации российской экономики. Самые известные из них — свободный порт Владивосток и территории опережающего социально-экономического развития, или сокращенно ТОР. Всего на Дальнем Востоке сегодня работает десять таможен, в том числе одна оперативная, и 47 таможенных постов. В ДФО функционирует 44 пункта пропуска: морские, воздушные, железнодорожные, автомобильные и смешанные. — Как обстоят дела с товарооборотом на Дальнем Востоке? — Три последних года товарооборот в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления падал. В 2014 году по отношению к 2013-му — почти на 12%. А в 2015-м по отношению к 2014-му — на 22%. Но за семь месяцев 2016 года падение замедлилось и составило 10%. Считаю, что тенденция положительная, так как темпы падения уменьшились в два раза. Распределение товарооборота по странам-контрагентам следующее: Китай — 36% товарооборота, Япония — 23%, Республика Корея — 21%, США — 6%, Вьетнам — 1,7%. В целом товарооборот с начала 2016 года составил $10,6 млрд. — А по динамике можете сказать, кто из них растет наиболее быстрыми темпами? — Китай, Япония и Республика Корея — это традиционные лидеры внешней торговли Дальнего Востока России. Ярко выраженного роста нет ни у кого, есть колебания 2–4%. Что касается товарной структуры, отмечу, что в ДФО расположены крупнейшие месторождения углеводородов и угля. Около 70% объема вылова водно-биологических ресурсов в России приходится на Дальний Восток и около 80% экспорта свежей и охлажденной рыбы. На Дальнем Востоке сосредоточено 55% лесного фонда России. Соответственно, что имеем, то и экспортируем... Примерно 45% стоимостного объема экспорта составляет топливо минеральное и продукты его переработки, 24% — рыба, ракообразные и моллюски, 11% — древесина и изделия из нее. — Какая структура импорта по региону? — Половина стоимости импорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства, 7% — на текстиль, текстильные изделия и обувь, 6% — изделия из черных металлов, 5% — пластмассы и изделия из них, 3,5% — каучук, резина и изделия из них, 2% — мясо и пищевые мясные субпродукты. Для региона характерно превышение импорта ($5,89 млрд) над экспортом ($4,72 млрд). При этом около 90% таможенных платежей приходится на импорт. — Какие факторы сегодня влияют на объем таможенных платежей? — Снижение ставок таможенных пошлин в рамках членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), введение временных запретов на ввоз отдельной продукции, кризисные явления в экономике отражаются на выполнении нашим управлением установленного плана по наполнению федерального бюджета. Несмотря на это, в 2015–2016 годах мы контрольное задание выполняли. Так, за восемь месяцев текущего года в бюджет перечислено 115,4 млрд руб. (105% плана.) Свыше 90% таможенных платежей обеспечивают четыре таможни региона: Владивостокская, Находкинская, Сахалинская и Хабаровская. — Каковы первые результаты работы с территориями опережающего развития в регионе? — В настоящее время на Дальнем Востоке создано 12 ТОР, в них зарегистрировано 77 резидентов с заявленной суммой инвестиций более 360 млрд руб. В этом году Благовещенская таможня выпустила первые декларации, которые поданы были резидентом ТОР "Белогорск" в Амурской области. Они завезли оборудование для завода по производству соевого масла. "Первый блин" получился удачным. Декларации таможней были приняты и оформлены в срок, все преференции предоставлены, оборудование направлено на завод для сборки. Чуть позже Находкинская таможня приняла и оформила декларации резидента ТОР "Большой Камень" — Судостроительного завода «Звезда». Они ввезли уникальные краны большой грузоподъемности. Краны доставлены и смонтированы. В целом можно констатировать, что за короткое время на этих территориях были созданы зоны таможенного контроля с соблюдением всех норм законодательства. — Какие преимущества есть у ТОР? — В рамках ТОР предоставляется возможность заявить таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ). Это позволяет без уплаты таможенных платежей завозить на территорию ТОР импортные товары, например оборудование, механизмы, строительные материалы и так далее. К примеру, ТОР "Большой Камень" на первой поставке сэкономила десятки миллионов рублей. Это только первая поставка. Экономический эффект от использования процедуры СТЗ будет нарастать с увеличением объемов ввозимых товаров. — Видимо, будут развиваться и международные перевозки? — В настоящее время активно развивается транзитный потенциал международных транспортных коридоров "Приморье-1", "Приморье-2", которые соединяют северо-восточные провинции Китая и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это наиболее короткий и выгодный путь. Мы выходили с предложениями на ФТС России упростить процедуры транзита. Часть предложений приняли сразу, часть в доработке. Наши усилия не остались бесплодными, в этом году возросла заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в использовании международных транспортных коридоров. Мы с учетом всех упрощений довели время оформления документов на грузы до 30 минут вместо часа-полутора ранее. — Оценивая то, какими темпами развивается экономика на Дальнем Востоке, какие проекты воплощаются в жизнь, чувствуется, что таможенники неплохо поработали… — Не только таможенники. Ведь таможня работает не в вакууме, а в тесной связке с другими контролирующими органами. Эффективная работа таможенных органов зачастую невозможна без взаимодействия с другими органами государственной власти — аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, с правоохранительными и контролирующими структурами, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными и муниципальными органами региона. Сейчас у нас помимо прочего развивается плодотворное сотрудничество с налоговой службой. Готовится объединение баз данных таможенной и налоговой служб, и недалек тот день, когда таможенники и налоговики смогут проследить путь любого товара от пересечения границы до прилавка магазина. Такой сквозной контроль за товарами позволит сделать прозрачными многие процессы, что в свою очередь существенно ослабит административный пресс на добросовестных предпринимателей и сильно затруднит жизнь нечистым на руку, в том числе контрабандистам. — Есть ли какие-то результаты взаимодействия, выраженные в цифрах? — Например, с начала 2016 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможен региона во взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами проведено 29 проверок, в результате которых возбуждено восемь дел об административных правонарушениях, доначислено — 110 млн руб., отказано к возмещению НДС — 115,2 млн руб. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сумма доначисленных государственными органами платежей увеличилась более чем в три раза. — Известно, что на территории свободного порта Владивосток планировалось проводить таможенное оформление алмазов… — Действительно, в соответствии с указом президента Российской Федерации на территории свободного порта Владивосток предусмотрена возможность создания специализированного таможенного поста для осуществления таможенных операций в отношении природных алмазов, как необработанных, так и частично обработанных. В настоящее время недалеко от Владивостока, в Артеме, создается специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни, где организована работа по совершению таможенных операций с алмазным сырьем и бриллиантами. Первыми драгоценными камнями, оформленными должностными лицами Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, стали алмазы и бриллианты, проданные покупателям из Индии, Китая и Японии на аукционе, прошедшем в рамках Восточного экономического форума. — Сегодня таможне на Дальнем Востоке отводится большая роль в развитии региона, готовы ли вы к этому? — Начну издалека. В этом году российские таможенники отмечают 25 лет со дня образования Федеральной таможенной службы (ФТС). Сегодня ФТС является мощным координирующим и контролирующим органом. Но основная работа еще впереди. Перед нами стоят важнейшие задачи дальнейшего содействия развитию внешнеэкономической деятельности, в частности территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, повышения качества таможенного администрирования, пополнения федерального бюджета, борьбы с коррупцией и нарушениями таможенного законодательства. Уверен, должностным лицам таможенных органов такие задачи по плечу.

Юрий Ладыгин: Дальний Восток — на пороге серьезных перемен
© ТАСС