Доля КНР в торговле с Приморьем превышает 50%

ВЛАДИВОСТОК, 1 ноября. /ТАСС /. Повышенное внимание китайских компаний к участию в крупных проектах отмечают в регионах Дальнего Востока. Все чаще инвесторы из Китая вкладывают деньги не только в традиционные отрасли: сельское хозяйство, туризм, торговлю, деревообработку, но также автомобилестроение, инфраструктуру, строительство. Товарооборот растет Традиционно Китай является основным экономическим и инвестиционным партнером Приморья, его доля во внешнеторговом обороте края составляет более 50%. В 2015 году торговый оборот Приморского края с КНР составил более $3,5 млрд - более половины общего внешнеторгового оборота Дальнего Востока с Китаем. В текущем году в Приморье началась реализация нескольких крупных российско-китайских проектов. Так, технохолдинг "Сумотори" приступил к реализации совместного проекта в области автомобилестроения с китайской компанией First Automobile Works. По словам директора компании "Сумотори" Виталия Веркеенко, по лицензии завода-изготовителя уже в начале следующего года на базе созданного два месяца назад российско-китайского совместного предприятия в Артеме будут собираться грузовики. Новое предприятие намерено реализовывать продукцию не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России. На первом этапе предприятие будет собирать от 500 до 2 тысяч автомобилей в год, с последующим удвоением производства каждый год. Этот проект предполагает инвестиции в $1 млрд и создаст около 200 рабочих мест. Еще один крупный проект при участии китайского инвестора реализуется во Владивостоке. В рамках этого проекта китайская строительная корпорация "Хунчжэн Промстрой" построит микрорайон "Зеленый угол", для этого будет создано СП с российской компанией "Новый город" с уставным капиталом 333 млн рублей. Усиление внимания китайских партнеров к региональным инвестиционным проектам отметил и генеральный директор АО "Корпорация развития Камчатки" (КРКК) Николай Пегин. В качестве примера сотрудничества он привел переговоры КРКК с председателем совета правления, генеральным директором ДОАО Хейлундзянской дорожно-строительной компании "И-Ха" Лю Чженго. Она входит в состав крупнейшего государственного холдинга КНР Longjian road & bridge Co LTD. Компания намерена на основе государственно-частного партнерства заняться реконструкцией и строительством дорог в Камчатском крае. Строительство мостов В Еврейской автономии ключевым российско-китайским проектом называют строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе Нижнеленинское - Тунцзян. Он необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (8,3 млн тонн концентрата в год). "Железнодорожные перевозки по новому маршруту станут составной частью трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта "Шелковый путь", поддержанного руководителями России и Китая", - отметил считает губернатор Еврейской автономной области (ЕАО) Александр Левинталь. По словам Левинталя, китайские инвесторы активно вкладываются в агро- и лесопромышленный комплекс автономии, в стройиндустрию и недропользование, сферу торговли и оказания услуг. Среди реализующихся в ЕАО проектов он назвал агропромышленный парк "Весна", индустриальный парк в поселке Приамурский. Китайские инвесторы намерены стать резидентами ТОР "Амуро-Хинганская". В проекты ТОР уже заявлены более 10 млрд рублей инвестиций из КНР. Еще один мост при участии китайских инвесторов планируется возвести в Якутии, его стоимость оценивается в 56 млрд рублей. К этому проекту проявляют интерес две крупные китайские корпорации: CRCC и "СиноГидро" (дочерняя компания ChinaPower). "Синогидро" до конца года намерена подготовить совместно с китайскими проектными институтами финансовую модель проекта. Благодаря вводу мостового перехода общей протяженностью 21 км, который обеспечит круглогодичную связь левобережной и правобережной стороной реки Лена и соединит Якутск с железной дорогой, ежегодные объемы грузоперевозок в регионе вырастут в три раза и составят 6 млн тонн. Проекты в сфере ТЭК Китай также заинтересован в наращивании экспорта электроэнергии и природных ресурсов с территории Приамурья. К примеру, российская госкорпорация "Ростех" и китайская "Шэньхуа" подписали меморандум, предусматривающий возможность строительства теплоэлектростанций на Дальнем Востоке для экспорта электроэнергии в Китай в рамках проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области. Предполагается, что высококалорийный уголь с месторождения будет экспортироваться в страны АТР, прежде всего в Китай. Он может использоваться для производства электроэнергии на угольной электростанции на месторождении. Объем частных инвестиций в проект освоения Огоджинского каменноугольного месторождения, по данным властей региона, может составить около 240 млрд рублей, сейчас специалисты разрабатывают его технико-экономическое обоснование. Ранее ТАСС сообщал, что "Интер РАО" и Государственная электросетевая компания Китая обсуждают возможность совместной реализации проекта Ерковецкой ТЭС. Строительство станции предполагается на борту Ерковецкого месторождения. Объем финансирования проекта может составить 20-25 млрд долларов. Кроме того, с территории Приамурья в Китай будут поставлять газ по газопроводу "Сила Сибири". Здесь же, в районе города Свободный Амурской области, будет построен газоперерабатывающий завод (ГПЗ), необходимый для выделения ценных фракций перед поставкой газа в КНР. ГПЗ станет самым крупным в России и одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа, его проектная мощность составит до 42 млрд куб. м в год. В его состав войдет и крупнейшее в мире производство гелия - до 60 млн куб. м год. На поставки в Китай ориентирован и совместный проект Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который к 2019 году должен начать выпуск продукции. В нем участвуют китайская акционерная топливно-энергетическая компания "Мэн Лань Син Хэ" (50%), компании "Амур-Нефтехим" (50%) и "ИнтерРусОйл" (10%). Инициатором проекта выступает "Амурская энергетическая компания". Он реализуется на территории опережающего развития (ТОР) "Приамурская". После запуска НПЗ будет перерабатывать 6 млн тонн сырья в год: 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата. В России будут оставаться 25% продукции: 11 млн тонн дизтоплива, 158 тысяч тонн нефтяного кокса, 50 тысяч тонн авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и гидроочищенная нафта) по трубопроводу будет направляться в приграничный город Хэйхэ (КНР), а оттуда в Дацин. По информации "Амурской энергетической компании", проект планируется реализовать в три этапа. С 2015 по 2017 год здесь намерены провести проектно-изыскательские работы и начать строительство, с 2018 по 2019-й - смонтировать и ввести в эксплуатацию основное технологическое оборудование, начать выпуск продукции, а с 2021 по 2022 годы - установить дополнительное оборудование и расширить перечень выпускаемой продукции. Стоимость реализации проекта по бизнес-плану - 120 млрд рублей. Сейчас одновременно со строительством объектов ведутся поиск и переговоры с потенциальными поставщиками сырья. Традиционные отрасли Интерес китайских компаний к новым направлениям сотрудничества не отразился на росте инвестиций в традиционные отрасли. Крупнейшие инвестпроекты с участием китайского капитала реализуются в деревоперерабатывающей промышленности. Это проекты лесопромышленного холдинга РФП- групп по строительству центра глубокой переработки древесины в Амурске и совместный проект "Аркаим-Цзиньда", который реализуется как в Ванинском муниципальном районе, так и Чанчуне (китайская провинция Цзилинь), сообщили ТАСС правительстве Хабаровского края. Институциональными акционерами и инвесторами РФП-групп выступают Российско-Китайский инвестиционный фонд, созданный в 2012 году (Российский фонд прямых инвестиций и CIC), и консорциум частных инвесторов (Invest AG), что обеспечивает гибкость бизнеса и одновременную поддержку правительственных структур РФ и КНР. Резидентами ТОР "Комсомольск" на площадке "Амурск" выступают ООО "Амурская лесопромышленная компания" и АО "Амурский промышленный центр" (дочерние предприятия "РФП Групп"). Общий объем заявленных инвестиций - более 12 млрд рублей. Проектная мощность завода по производству лущеного шпона - 300 тыс. куб. м в год, пиломатериалов - 230 тыс., объем инвестиций оценивается в 9 млрд рублей. Совместное российско-китайское предприятие по деревопереработке "Аркаим-Цзиньда" будет заниматься модернизацией лесозаготовительных и деревоперерабатывающих мощностей в Хабаровском крае и производством антиоксидантов и пребиотиков в Чанчуне (КНР). На первом и втором этапах деревоперерабатывающий комплекс в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края (шесть деревоперерабатывающих заводов) увеличит загрузку производственных мощностей с 40% до 80%. Третий этап предполагает создание в китайской провинции Цзилинь в Чуньчуньской бондовой (свободной торговой) зоне производства по выпуску антиоксидантов и пребиотиков из древесины лиственницы. Заводы по выпуску антиоксидантов и пребиотиков из лиственницы будет строиться одновременно в КНР и в Хабаровском крае. Объем китайских инвестиций оценивается в $400-600 млн. Туристические проекты Китайских инвесторов привлекают не только крупные проекты в промышленности. Популярность у них набирают вложения в туристическую отрасль Дальнего Востока. Среди совместных проектов, которые рассматриваются инвесторами из Приморья и Китая, строительство рекреационного комплекса, который будет представлять собой гостиничный комплекс с выходом к морю, спа, возможностями грязевого лечения, термальными источниками. Со стороны КНР в этом проекте инвестором готова выступить компания "Чуньцин Тяньцы Хот Спрингс". На Камчатке председатель общества торговли провинции Цзянсу, известный китайский предприниматель Зян Годжу рассматривает возможность строительства в районе Паратунки или Зеленовских озерков многофункционального туристско- рекреационного комплекса. В перечне услуг, которые бизнесмен намерен предоставлять российским и зарубежным туристам, не последнее место займут оздоровительные процедуры на основе традиционной китайской медицины. Сахалинская область разработает туры, адаптированные под туристов из Китая "Туры будут адаптированные под китайских гостей с перелетом Харбин-Южно-Сахалинск. Презентация пройдет 11 - 13 ноября на туристской выставке CITM (China Internation Travel Mart), в Шанхае, а затем в провинции Хунань", - сообщила ТАСС руководитель агентства по туризму Сахалинской области Наталья Осипова. Не меньше внимания совместным проектам в области туризма намерены уделять в Амурской области. По словам министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства региона Игоря Горевого, строительство моста и канатной дороги через Амур между городами Благовещенск и Хэйхэ (КНР), а также создание туристско- развлекательной зоны "Золотая миля" позволит увеличить приток китайских туристов с 70 тыс. до 1 млн человек в год, совокупные траты которых, согласно прогнозу властей региона, достигнут $1 млрд в год. Общая стоимость туристического кластера - 20 млрд рублей, из которых 10 млрд рублей требуется для "Золотой мили" - намывной территории в историческом центре Благовещенска площадью 42 га. Здесь разместят большую гостиницу с возможностью проведения конгрессов и крупных форумов, торговые и культурные центры. "Золотая миля" также станет точкой роста в развитии речного круизного туризма. Программа реализации этих проектов рассчитана до 2025 года. Ранее отмечалось, что строительство первой в мире трансграничной канатной дороги начнется до конца года, а активная фаза возведения моста через Амур - в 2017-м.