Как французский бизнес адаптировался в России в условиях санкций

Франция лидирует в России по объемам прямых иностранных инвестиций, а только за первый квартал 2016 года французы вложили в отечественные предприятия 797 миллионов долларов. Как французский бизнес адаптировался в работе в условиях санкций и на какие жертвы идет высокая кухня парижан, "РГ" рассказал гендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский. Павел Николаевич, как бы вы в двух словах охарактеризовали состояние франко-российского бизнеса сейчас, через два года после начала "борьбы ограничений"? Павел Шинский: Ожидание перезагрузки. Почему ожидание? Потому что в апреле-мае 2017 году во Франции пройдут выборы президента. И очень многое в будущем будет зависеть от личности нового главы государства. Как в целом чувствуют себя французские инвесторы, отдельные предприниматели и компании, давно организовавшие бизнес в России? Павел Шинский: Некоторые затихли, ждут отмены санкций, надеясь на возврат к прежнему импорту. Но это не тренд большинства. Те же компании, которые понимают, какие новые перспективы открывает импортозамещение, уже начали производить продукцию здесь, на месте, или находятся в процессе. Французы даже начали производить сыры камамбер, говоря "это у нас российский камамбер", потому что в России - где коровы едят другую траву, где другое молоко - не может быть "того" камамбера, но надо же жить. Одно дело, когда про санкции и продукты в рамках импортозамещения говорит чиновник, другое дело - француз, который вложил деньги в России в собственный ресторан и вдруг лишился поставок сыра. Рестораны остались, а сыры для них теперь производят в Ивановской, Тверской, Рязанской областях по французской рецептуре. Недавно француз, мой товарищ, приехал и сказал: "Я хочу в России улитки делать, как ты думаешь, российские улитки смогут по-бургундски готовить?". Я ему про другого француза рассказал, который после двух лет проб и ошибок начинает производить в России фуа-гра. Чтобы получилось, ему пришлось яйца берберийских уток привезти, так как на местных российских утках воспроизвести французские технологии не получалось. Пока нужные утки выросли, полтора года прошло. Во Франции есть компетенции, которые нужны России для модернизации многих промышленных отраслей А трюфели еще не завезли? Павел Шинский: Это очень специфическая штука, они растут в ограниченных местах, экосистеме. Это как нефть, она или есть, или ее нет. Импортозамещение - неоднозначное понятие. Сыры-то можно заменить, и еще многое можно, но что-то невозможно или экономически нецелесообразно. Можно ли импортозаместить Chanel? Конечно, Франция это не только Коко Шанель, Джо Дассен, Эдит Пиаф. За этими легкими образами стоит очень мощная технологическая держава. И сейчас очень важен вопрос необходимости импортозамещения для продукции высоких технологий. Я имею в виду, к примеру, оборудование и системы для авиастроения или для модернизации железных дорог, различные системы датчиков, радаров. Это к счастью понимают в России. Во Франции есть компетенции, которые нужны России для модернизации многих промышленных отраслей. Россия только-только вступает на дорогу кластеров и технопарков, а Франция начала развивать их уже давно. Какова специфика французских компаний в России? Павел Шинский: Структура французского бизнеса сильно отличается от Германии и Италии тем, что локомотив экономики страны - это 40 крупнейших компаний, чьи акции торгуются на рынке - Total, Airbus, Danone, Renault и другие компании. Есть еще компании такого же порядка, которые не входят в этот биржевой индекс, - к примеру, тот же Auchan. Они - настоящее государство в государстве. 33 из этих 40 компаний давно пришли в Россию, и постепенно "вытягивают" за собой сюда поставщиков, с которыми привыкли работать во Франции и в других странах. Но у этого процесса есть и обратная сторона, которая сейчас очень выгодна России: эти компании экспортируют произведенную в России продукцию (самими или их подрядчиками, но под их брендом) за рубеж, используя для этого продвижения российской продукции свои обширные мировые сети. Палата создана, чтобы объединить французское деловое сообщество в России. За 2 года санкций оно сократилось? Павел Шинский: У нас было в год по 6-7 визитов французских бизнесменов в регионы. Сейчас сложилась ситуация, когда в регионы больше всего стремятся поехать компании что-то продать, найти подряд, а местные власти ждут крупных инвесторов с проектами локализации производства. Основная проблема при этом - финансирование. Даже франко-российские проекты, которые никаким образом не связаны с санкциями, ни с людьми, ни с компаниями из санкционных списков, не могут получить кредиты на развитие под "живительные" 3-4 процента от французских банков.

Как французский бизнес адаптировался в России в условиях санкций
© Российская Газета