Морозов: Ульяновский опыт в сфере госконтроля будет востребован в регионах

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов вошёл в состав федерального проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Состав комитат был утвержден председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым на заседании президиума президентского совета по стратегическому развитию. Согласно решениям заседания президентского совета, деятельность комитета определяет 11 приоритетных направлений, которые сгруппированы по двум блокам. Первый — решение социальных вопросов, повышение качества жизни. Второй блок — формирование благоприятной среды для малого бизнеса, реформирование контрольно-надзорной деятельности. Создание данного проектного комитета является одним из шагов по реализации государственной политики в сфере совершенствования системы госконтроля. В его состав вошли заместитель председателя правительства РФ — руководитель аппарата правительства РФ Сергей Приходько, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, как глава региона-лидера по внедрению новой модели государственного контроля в России и другие. По словам Морозова, на сегодня в Ульяновской области наработан достаточно интересный и даже уникальный опыт введения новой модели государственного контроля: «Почти два года мы совместно с Открытым правительством и министерством экономического развития РФ системно работаем на результат, который, я уверен будет востребован другими субъектами РФ». Как сообщалось, по инициативе Морозова в Ульяновской области в пилотном режиме осуществляется внедрение риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. Работа по совершенствованию системы госконтроля проводится на основании «дорожной карты» Ульяновской области на 2015−2017 годы «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного бизнеса». Документ разработан федеральными и региональными экспертами совместно с правительством РФ, после чего в августе 2015 года подписан Морозовым и Абызовым. По словам исполнительного директора некоммерческого фонда «Аналитический центр «Форум» Александра Брагина, накопленный Ульяновской областью опыт по реформированию системы госконтроля будет применяться в остальных субъектах РФ. «Ульяновская область вслед за федеральным правительством внедрила комплексный подход к совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне, разработав совместно с экспертным советом и утвердив соответствующую «дорожную карту». Все основные элементы, которые содержатся в «дорожной карте» региона были учтены и при разработке стратегического проекта реформы госконтроля в стране. Одним из важных составляющих его реализации является совершенствование контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне», — отметил Брагин. Он уверен, что накопленный Ульяновской областью опыт будет активно тиражироваться и на другие регионы. Более того, в ходе подготовки к Государственному совету по развитию инвестиционной привлекательности регионов было проведено исследование практик контрольно-надзорной деятельности, и многие модели, апробированные в Ульяновской области и отражённые в докладе к Госсовету, рекомендованы для внедрения и в других субъектах РФ. Среди положительных практик федеральными экспертами также отмечается опыт Ульяновской области по созданию единого реестра всех функций и полномочий контрольных органов. В регионе проведены ревизии и устранены ситуации, когда одинаковые проверки дублируются разными органами контроля. В ходе заседания президиума президентского совета по стратегическому развитию Абызов отметил, что ключевым показателем эффективности реформы станут сокращение административного давления на бизнес. В таком случае контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной и объективной. На сегодня в Ульяновской области сформирован реестр обязательных требований к объектам контроля, который предусматривает не только нормы, устанавливающие обязательные требования, но и ответственность за их нарушение, с указанием нормы закона. В настоящее время работа по формированию реестра продолжается (в частности — КоАП РФ), однако уже сегодня документ способствует исключению устаревших, дублирующих и избыточных требований, повышению информированности бизнеса о содержании данных требований и систематизации правовых актов, содержащих требования подлежащие проверке. Также в региональный КоАП внесены изменения, которые позволяют использовать предупреждение в том случае, если предприниматель впервые допускает нарушение в сфере благоустройства, а также за размещение бытовых и промышленных отходов в неположенных местах. Ранее предпринимательская деятельность в данной сфере облагалась существенными безальтернативными штрафами от 70 до 100 тыс. рублей. Дополнительно, субъекты малого и среднего бизнеса в области исключены из плановых проверок всех органов контроля до 2018 года. «В рамках реформы системы государственного контроля в Ульяновской области мы поставили задачу в два раза уменьшить административную нагрузку на бизнес, как в части плановых, так и внеплановых проверок, при этом исключив дублирующие полномочия контрольных органов и уменьшив количество обязательных требований для предпринимателей», — отметил и.о. министра развития конкуренции и экономики Ульяновской области Вадим Павлов. «Ещё одна цель реформы — значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев и заболеваний. Третье направление — повышение результативности и эффективности контрольных органов, снижение расходов государства на реализацию контрольных функций. Речь идёт о внедрении эффективных механизмов кадровой политики внутри органов контроля, автоматизации контрольной деятельности и использовании информационных систем. А также о внедрении системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений», — заявил министр.