Регионы могут взвинтить налог на недвижимость

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на текст законопроекта, разработанного МЭР, министерство предлагает разрешить регионам самим решать, пересматривать или нет оценку и как часто это делать (сейчас – не чаще чем раз в три года и не реже чем раз в пять лет). О своем решении регионы должны сообщить правительству до 20 декабря 2016 года. Как сообщил изданию президент ТПП Сергей Катырин, законопроект сводит на нет введенный в июле мораторий на пересмотр кадастровой оценки. В результате налоговая нагрузка на недвижимость может начать расти. В случае принятия законопроекта, с 2018 года регионы смогут решать, оставить или нет компаниям льготу по налогу на движимое имущество. В 2015 г. она сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб. Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд руб. Из них 25,6 млрд руб. – Москва. Хотя уже сейчас многие предприниматели жалуются, что кадастровая оценка зафиксирована на высокой докризисной точке. Но сложно представить себе регионы, которые откажутся от возможности еще более повысить оценку и соответственно доходы бюджета в кризис. При этом налогу и так предстоит пятикратный рост. Свистопляска пересмотров Сейчас постепенный рост налога реализован за счет использования специального понижающего коэффициента, влияние которого со временем падает, напоминает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. И давая регионам право пересчитать кадастровую стоимость, правительство фактически обеспечивает возможность ускоренного роста налоговой нагрузки, формально не увеличивая ставки и не отменяя понижающие коэффициенты. Иными словами, налог может возрасти не в пять раз, а больше. На сколько именно он вырастет, будет зависеть от аппетитов регионов. Второе важное, но неочевидное, последствие, считает юрист, будет заключаться в том, что все попытки налогоплательщиков оспорить кадастровую стоимость, предпринятые до введения новых правил пересмотра этой стоимости, будут лишены смысла: если регионы получат право пересматривать кадастровую стоимость чаще, то "старые" решения судов по кадастровой стоимости будут применяться только к прошлым периодам, а по новым периодам опять придется судиться, ведь будет новая кадастровая оценка, которую придется оспаривать. Процесс оспаривания и так непрост и затратен, а если регионы начнут переоценивать стоимость ежегодно, то такое оспаривание останется доступным только для крупных игроков, а мелкому бизнесу и гражданам придется смириться с размером кадастровой стоимости и, соответственно, налога. Действия правительства - логичное продолжение курса, который был взят ещё в 2012-2013 годах, когда был зафиксирован резкий рост кадастровой стоимости недвижимости, рассказывает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. Понятна и цель правительства: в условиях кризиса необходимо искать источники, за счёт которых возможно финансировать дефицит бюджета, а также пополнять бюджеты регионов. Отдельной проблемой в настоящее время является огромная задолженность регионов перед федеральным бюджетом. Согласно установленным бюджетным законодательством нормативам отчислений, налог на имущество организаций в размере 100% отчисляется в бюджеты субъектов, а налог на имущество физических лиц - в размере 100% в местные бюджеты. Таким образом, правительство ожидает рост налоговых доходов бюджетов субъектов и муниципальных образований. Однако эта нагрузка, как водится, ляжет в первую очередь на бизнес, который связан с недвижимостью, полагает эксперт. Стоит обратить внимание, говорит Татьяна Минеева, и на другое нововведение: отложение налогом непроданных застройщиком готовых квартир. В совокупности очевидно, что государство обращает свой фискальный интерес на бизнес, занятый в сфере недвижимости. Отрицательными моментами в данном случае будет то, что это неизбежно затронет малый и средний бизнес, который относится к этим сферам лишь косвенно. Пострадают и предприниматели, которые имеют на балансе организаций недвижимость, арендные платежи за помещения также будут расти. Гражданам полезно оценить свою недвижимость Речь идет о поправках в законодательство о кадастровой оценке недвижимости как крупного и среднего предпринимательства, так и частных лиц, логика в том что таким образом правительство пытается наделить регионы возможностью повысить собственные доходы от налоговых сборов, полагает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Однако, уверен он, государство предлагает для этого довольно сложную и не очень честную по отношению, особенно к крупному бизнесу, схему. Если раньше бизнес мог планировать свои налоговые расходы как минимум на три года вперед, то при предлагаемой схеме региональные власти наделяются правом более частого пересмотра. Между тем пересматривать кадастровую стоимость регионы в одночасье в любом случае не смогут. Для этого им необходимо полностью перейти на новую систему, т. е. создать структуру государственных профессиональных оценщиков, которые, по общему замыслу законопроекта, должны рассчитать объективную и более справедливую стоимость налоговых поступлений в бюджет. Скорее всего, полагает аналитик, на деле все придет к тому, что оценка недвижимости для налоговой базы, рассчитанная в докризисный период 2014 года и используемая до конца 2019 года, сможет быть пересмотрена раньше и такой пересмотр вряд ли уменьшит расходы бизнеса. Учитывая грядущий дефицит бюджета можно предположить, что кадастровая стоимость будет повышена раньше 2020 года. Что же касается рядовых граждан, владеющих жилой недвижимостью, то, как известно, в этом году налог на недвижимость для них рассчитывается уже исходя из кадастровой оценки, которая наиболее приближена к рыночной стоимости такого жилья, напоминает Кирилл Яковенко. Разумеется, эта стоимость выше той, от которой рассчитывался налог раньше. С перерасчетом стоимость налога начала расти, но для того чтобы переход на новую систему прошел менее болезненно, власти решили установить постепенный рост коэффициента, и 100%-й реальный налог граждане будут выплачивать к 20-му году. По логике моратория как раз к этому моменту все заинтересованные лица смогут подготовить необходимые документы и оспорить кадастровую стоимость своего жилья. Безусловно, большая часть кадастровых оценок не соответствует реальной стоимости, и, как правило, она выше, чем должна быть. Поэтому ажиотаж по оспариванию , уверен эксперт, может не заставить себя долго ждать. Гражданам в этом плане проще, так как они могут обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или сразу в суд. При этом основные проблемы, которые могут возникнуть, будут связаны с доказыванием реальной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки, а также с правильностью методологии, примененной оценщиком, и с обеспечением полного пакета документов. Но в целом все это сделать реально. Напомним, что согласно статистике таких дел по оспариванию, за 9 месяцев 2016 года было подано более 8,5 тыс., в то время как годом ранее за такой же период - в два раза ниже.